Провальное выступление российских клубов в текущем розыгрыше европейских клубных турниров – Лиге чемпионов и Лиге Европы, вызвало жаркие дискуссии в экспертно-чиновничьей среде, и особенно среди болельщиков, о мерах по выходу из кризиса. Предлагаются разные пути выхода из ситуации, когда российские топовые клубы, чемпион и призеры не могут выиграть у европейских команд-середняков.
Президент Российской Премьер-лиги Сергей Прядкин предложил вариант реформирования лиги – разбить Премьер-лигу на две группы по 12 команд.
“Я сторонник увеличения количества топовых матчей категории. То есть той схемы, при которой клубы разбиты на группы по 12. Я в свое время уже заявлял, что надо сократиться. Я это сказал, и меня тут же начали критиковать: у нас большая страна и так далее. Схема с 24 командами в двух дивизионах была бы идеальна: увеличение количества топовых матчей влечет за собой рост рейтингов и выручки”, – заявил Прядкин.
Многие футбольные эксперты и журналисты называют РПЛ «Лигой мертвых душ», так как в лиге много слабых команд, которые собирают на трибунах всего по несколько тысяч болельщиков. Тогда как в Англии даже аутсайдеры собирают по 10-15 тысяч зрителей на трибунах.
Совокупный бюджет клубов Премьер-лиги составляет несколько миллиардов рублей. К примеру, клубы других стран и близко не стоят к таким бюджетам, однако в еврокубках выступают достойно.
С такими детско-юношескими академиями футбола, какие есть у клубов РПЛ, российские футболисты должны были давно завоевать футбольный рынок Европы, да и мира.
Провал в еврокубках и низкий уровень российского футбола – не в количестве команд Премьер-лиги, которую предлагают сократить, а в качестве подготовки молодых футболистов. Советская, фундаментальная подготовка молодых кадров задвинута в небытие, а новая не приносит результатов. На это недвусмысленно намекнул министр спорта России Олег Матицын.
««Надо создать российскую систему воспитания игроков. Мы с уважением относимся к нашим легионерам, звездам. Но если речь идет о воспитании, легионеры могут оказывать и не совсем положительное влияние на развитие футбола. Если в команде играет 5-7 легионеров, каким образом мы будем формировать сборную? Из легионеров? Конкуренция должна возникать, когда есть соревновательность между российскими спортсменами. У меня нет единого рецепта. Во главу угла надо ставить формирование национальной системы подготовки. Нужно определиться, какое место здесь играют легионеры. Деятельность клубов должна быть направлена на воспитание собственного резерва. Это позволит сформировать систему», – сказал Матыцин.
Что касается лимита на легионеров, то с сезона-2020/2021 в РПЛ действует лимит на легионеров в формате «8+17». Это означает, что команды смогут вносить в заявку из 25 игроков не более восьми иностранцев.
Отметим, в Европе практически нет лимита на легионеров. В ведущих клубах Англии, например, на поле часто выходит один-два местных футболиста, остальные легионеры. Такая же картина в других странах. Но это не мешает зарубежным клубам играть успешно в еврокубках, а сборным играть более чем ярко и результативно.