49 дней православные христиане ждут святое Воскрешение Христово, из которых 42 дня – Великий пост, во время которого священники служат особые службы – заупокойные, Акафист божьей матери, Лазареву субботу, таинство Соборования, Евхаристии, Литургию Преждеосвященных даров, рассказал благочинный церквей Аланской епархии Иаков Хетагуров.
Умереть и воскреснуть
Священник говорит, что последняя неделя перед Пасхой – это дни особой молитвы. «Не зря Страстную седмицу называют великим, мы в молитвах и богослужениях воспроизводим последнюю неделю Спасителя. Со среды начинаются особые службы, которые проводятся только раз в году. После полудня среды в Храме Рождества Пресвятой Богородицы провели литургию Преждеосвященных даров с вечерней и утреннюю службу на чистый четверг. А сегодня, в четверг, пройдет литургия – Воспоминание Тайной Вечери, на которой Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры – Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы. Здесь же Господь сказал им, что сын человеческий будет предан, оплеван, казнен, и воскреснет в третий день по Писанию», – отметил отец Иаков.
Он напомнил, что после Тайной Вечери Господь с учениками идет на масленичную гору и молится, чтобы «принять чашу и испить его до конца». «В четверг вечером мы совершаем службу 12 Евангелий. В пятницу читаем Царские часы и готовимся к полуденной службе – выносу плащаницы (снятие с креста тела Христова и плач Богородицы) и погребению плащаницы (погребение тела Господа в пещере). И в субботу Господь уже спустился в ад и победил дьявола, но народ пока об этом не знает, и потому субботняя служба бывает внешне траурной, для людей Пасха наступила с явлением Господа ученикам», – пояснил священник.
Отец Иаков добавил, что согласно устоявшейся традиции и богослужебному уставу, праздничная служба начинается в ночь с субботы на воскресение, т.е. с 1 на 2 мая. В субботу в 11.30 в храме уже будут освящать яйца и куличи. «А богослужение начнется в 22.30 вечера субботы, в двенадцать часов ночи совершим крестный ход и уже начнем служить Великую Пасхальную заутреню, которая продолжится праздничной литургией со словами «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», – сказал он.
История праздника
Священник Аланской епархии рассказал, что слово Пасха в переводе с еврейского языка означает избавление от рабства, т.е. это день, когда человек освобождается, и имеет очень широкий смысл. «Избавление от рабства и начало новой жизни – было у всех народов. И косвенно с этим можно связывать весенние праздники дохристианских народов – обновление от жизни, переход от зимы к весне (от символической жизни к смерти). Но только в православной вере осталось истинное богословие, которое нам говорит о том, что сын Божий и есть Христос. Ведь когда Адам был изгнан из рая, ему было прямо сказано, что «придет тот, кто отомстит за тебя». Это говорили о сыне Божьем. Единственное, кто мог побороть и искоренить зло – это только сам Бог в виде Христа-человека, и начал делать это в душах людей. Зло гнездится только в сердце человека, и «больше нигде его не ищите», – уточнил священник.
Отец Иаков считает, что Господь принес себя в жертву, ибо только кровью Божьей может искупиться человечество. По его словам, он пришел спасти всех, и шанс на спасение дано каждому. «Господь принес себя в жертву, мы видели уничижение Бога-Господа, его избиение, ругательства и проклятия в его адрес. И он все это молча и смиренно переносил, и со своим крестом дошел до Голгофы, своей кровью омыл грехи людей и «победил змия». После этого Господь духовным образом спускается в ад, разрушает врата адовы, дьявол трепещет, и Господь забирает души праведников и водворяет их в рай – Царствие небесное. Тем самым он побеждает ад. Это и есть светлое освобождение, Воскрешение Господне, избавление человечества от греха, от смерти. В этом и заключается смысл пасхальных торжеств», – разъяснил он.
Священник добавил, что этот праздник считается главным для тех людей, которые хотят избавиться от греха и обрести вечную жизнь.
«Надо терпеть, быть смиренными, готовиться к смерти и воскрешению. Если сам Господь не избежал смерти и воскрес, то чем мы, простые грешные люди, лучше его – безгрешного? И потому через телесную смерть каждый предстанет перед Господом, и нас будет судить ангел Божий. Куда попадем, мы выбираем сами на земле по делам нашим. Но избавление от греха дано абсолютно всем, каждый может воспользоваться этим правом, прийти в Царство Божье и жить с Богом. Господь не делит людей, и те, которые не с Христом, должны признать его как Спасителя, и тогда и для них Царство Божье открыто. Потому он и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6)», – подчеркнул отец Иаков.
Мæрдты куадзæн
Отец Иаков обращается к гражданам и просит их придерживаться традиций церкви и югоосетинского народа. «На кладбище надо идти на девятый день от Пасхи. Наш народ мудрый, христианский, и не случайно у нас осталось выражение «мæрдты куадзæн» – Пасха тех, которых больше нет рядом с нами. Кстати, это согласуется и с югоосетинскими традициями. Ведь в заупокойных традициях нашего народа мы справляем седьмой день (который считают со дня погребения человека), а православная церковь отмечает девятый день (со дня смерти человека). В день мæрдты куадзæн необходимо заново спечь куличи, осетинские пироги, покрасить яйца и т.д., принести их в храм на литургию, мы их освятим и после пойти на кладбище», – отметил он.
А. ДЖИОТЫ