Сохраним культурное наследие наших предков

Начальник отдела охраны памятников культурного наследия министерства культуры Южной Осетии Нелли Табуева рассказала о работе отдела и о планах.

В Южной Осетии со всей серьезностью относятся к охране памятников культурного наследия, так как многие исторические памятники прошлых столетий, которым требуется пристальное внимание, сравнялись с землей или находятся на грани разрушения. Как рассказала Нелли Табуева, ежегодно проводятся конференции и другие мероприятия, в которых принимают участие ученые, представители общественности, также студенты и старшеклассники. Отрадно осознавать, что подрастающее поколение осознает ценности культурного наследия наших предков, необходимость сохранности исторических памятников. На мероприятиях также иногда бывают гости из Владикавказа, Абхазии и других соседних республик.
«Чтобы донести до людей проблемы памятников, с некоторых пор конференции стали выездными. Мы проводим их во всех районах: Ленингорском, Знаурском, Дзауском, Цхинвальском и в г. Квайса. Иногда сочетаем уборку исторических мест и научную часть. Доклады читают как ученые, так и студенты или старшеклассники. Присутствующие извлекают для себя ценное и полезное», – отметила Н.Табуева.
Так как пандемия коронавируса загнала всю планету, в том числе и наше население на самоизоляцию, планы отдела охраны памятников Министерства культуры Южной Осетии в текущем году изменились. Планировалось проведение акции, которая заключалась в уборке территории раннесредневековой церкви Св. Саввы в с. Хеит.
«В этом году у нас был хороший план, но мы его не смогли реализовать, надеюсь осуществим его к осени. Наша акция заключалась в поездке в с. Хеит. Мы хотели пригласить ученых, студентов, а также договориться с Комитетом по молодежной политике, спорту и туризму, чтобы совместно провести уборку церкви, а также поговорить и обсудить проблемы наших памятников. Рядом с храмом находится башня XVIII в. В этом месте, по всей вероятности, был мужской монастырь, но сейчас здесь все заросло. И как я уже сказала, акция заключалась в уборке и изучении этой изумительной местности. Таким образом, мы могли совместить полезное с приятным», – рассказала Нелли Табуева.
По ее словам, видя разрушающиеся памятники, многие пытаются своими силами их отремонтировать. Но делать этого нельзя, потому что для реставрации исторических памятников требуются высококвалифицированные специалисты, чтобы не загубить первозданный вид храмов и сохранить архитектурный стиль. Начальник отдела охраны памятников, заявила, что благодарна людям, которые своими силами пытаются отремонтировать памятники, но просит их этого не делать без предписания отдела охраны памятников.
Она отметила, что первым этапом работы должно быть археологическое изучение памятников, затем консервация, то есть проведение укрепительных работ, чтобы сохранить их до реставрации. А люди, которые самостоятельно начинают уборку и восстановление, сами не подозревая этого, делают памятники незащищенными, то есть, не имея профессионализма, они подвергают эти объекты разрушению. Поэтому требуется консервация – обработка специальными растворами памятников, чтобы они держались до лучших времен.
Нелли Табуева добавила, что на сегодняшний день единственный отремонтированный храм, к которому у нее нет претензий – это Рукская церковь. Потому что она отреставрирована специалистами, которые представили им план по всем законам проектной деятельности, который был совместно согласован. Специалисты воссоздали церковь абсолютно точно по снимкам 19 века, которые они нашли.
«Ко всем остальным отремонтированным храмам у меня масса претензий. Единственное, что я могу сказать про кровлю церкви Св. Георгия Кавтинского IX в. по ул. Тельмана, которая благодаря приглашенному специалисту из Москвы и его предложениям была грамотно отремонтирована, то есть сверху перекрыта жестом с сохранением старой кровли, которая законсервирована до лучших времен».
По словам начальника отдела охраны памятников, вместо паспортов создаются учетные карточки, в которых имеется полная информация об исторических объектах.
«Это очень трудная работа, потому что многие села давно опустели, информаторов мало или их вовсе нет. Но мы продолжаем работать и искать источники информации. Учетные карты – это аналоги паспортов. Но нам бы хотелось, чтобы в паспортах была более широкая информация, т.е. с содержанием фольклорных и легендарных данных. В принципе мы уже готовы сделать несколько таких показательных паспортов», – заявила Нелли Табуева, отметив, что около 80 процентов памятников уже имеют учетные карточки, но работа над паспортизацией будет продолжаться.
«Мы, государственный орган охраны памятников, находимся в составе министерства культуры. При этом нет государственной целевой программы сохранения памятников. У нас готовы проекты, которые хотелось бы предоставить на рассмотрение в Правительство. Например, перспективная государственная целевая программа сохранения памятников (например, на 10 лет), кроме этого проект создания заповедника в Урстуальском ущелье… Конечно, эти программы несут финансовую нагрузку, но это того стоит», – подчеркнула Нелли Табуева.
По ее словам, еще проблема в том, что отдел охраны памятников культурного наследия не имеет должного статуса, чтобы в обществе знали об этой организации и боялись нарушать закон.
Диана КАБАНОВА