Слово об учителе

В последнее время профессия учителя находится как бы на «перепутье»: многие хотят стать педагогами, но в школах надолго не задерживаются. Возрастной состав педагогических коллективов колеблется от 40 до 60 лет. В СМИ об учителях обычно вспоминают в преддверии их профессионального праздника – Дня учителя. Мы посчитали это несправедливым, поэтому героиней нашей сегодняшней статьи стала учитель английского языка школы «Альбион» Карина Кокоева, которая чуть больше года пробует себя на этом непростом поприще и тепло отзывается о своих учениках, коллегах и профессии. Она рассказала о том, каково приходится молодому педагогу на начальном этапе работы, какие методы она использует, чтобы добиться интереса и уважения со стороны учеников.

Начало профессионального пути…
«Думаю, быть учителем – это у нас семейное, бабушка была учителем, и мама, вот теперь и я пошла по их стопам», – рассказывает Кокоева.
По словам Карины, она с детства интересовалась английским языком.
«Я всегда хотела выучить английский, чтобы понимать, о чем поют мои любимые исполнители, но в то же время меня сильно привлекала журналистика, я даже дома всем говорила, что стану журналистом, буду путешествовать по миру и вести репортажи с горячих точек. В старших классах я поняла, что мне нужно сделать выбор. Взвешивала все за и против, и перевес оказался на стороне изучения английского языка», – пояснила она.
К такому жизнь учителя не готовит
В начале профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с учениками – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка. Часто молодые педагоги сомневаются в своих способностях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной.
«Дети все чувствуют: твои эмоции, волнение и страх. От них ничего не скроешь, поэтому я считаю, что надо быть с ними честным и искренним. У каждого педагога есть свои методы, каждый несёт в себе свой мир и передаёт его ученикам. В первую очередь, по моему мнению, надо заслужить уважение учеников, если они видят в тебе авторитет, они будут прислушиваться и вести себя прилежно», – рассказывает Кокоева о работе.
По словам молодого педагога, в каждой профессии есть свои издержки.
«В самом начале своего пути я много думала, как заинтересовать детей, завладеть их вниманием. Восхищаюсь особенно учителями начальной школы. Когда в классе 30 детей, и все они спокойно сидят и слушают. К счастью у нас очень дружный коллектив, меня сразу поддержали другие педагоги. Я до сих пор наблюдаю за работой своих более опытных коллег, беру на заметку их способы, методы преподавания», – отметила Кокоева.
На вопрос бывали ли в ее пока еще не большой практике какие-то забавные и смешные истории, Карина задумывается.
«Помню, тогда я еще проходила практику во второй смене, уже темнело, и дети потихоньку начали уставать. Вдруг в наш класс залетел огромный жук. Один из мальчиков быстро среагировал, взял метлу и объявил: «Я вас всех спасу», он начал бежать по классу, преследуя его. Было очень смешно, дети зарядились энергией, и урок закончился на позитивной ноте», – вспоминает педагог.
Значение первого урока в судьбе учителя трудно переоценить. Карина Кокоева «экзамен» на педагогическую прочность смело выдержала.
«Мой самый первый урок был у 2 класса. Я зашла в класс, уверенная, что сейчас всё будет как надо, и тут тридцать пар любопытных глаз уставились на меня. Каждый ребёнок чем-то занимался: кто-то листал книгу, кто-то играл ручкой, т.е. спокойно на месте никто не сидел. С тех пор для меня главное – учить детей слышать и слушать меня. Дисциплина на уроке способствует принятию ребёнка всей ответственности, которую на него возлагает школа», – рассказала педагог.
Немного о зарплате
Сегодня многие считают, что у учителей одна из самых больших зарплат по республике. Причем некоторые думают, что зря: «Ой, да что там такого сложного, книжку почитал, пару уроков провел и ушел домой». Но люди, которые выросли в семье педагогов, прекрасно понимают, что это просто колоссальный труд, отнимающий много энергии и сил. Наша героиня на зарплату не жалуется. Не потому, что много получает…
«Думаю, по всей республике зарплаты не очень высокие, так что грех жаловаться», – оптимистично замечает она.
О методах работы
Карина еще только делает первые шаги в профессии, но уже сейчас эти шаги можно считать удачными. Как педагог, она считает, что настоящий учитель всегда готов помочь детям.
«Я, скорее всего, консерватор. Колесо заново изобретать не стала, работаю по методам, которым меня учили. Дети понимают, что английский язык им учить надо, но все же часто спрашивают: «В каких сферах пригодится английский?». Поэтому моя первостепенная задача научить их любить предмет, который я преподаю».
Она добавляет, что старая добрая конкуренция среди учеников сильно мотивирует их.
«Нередко у ребёнка развита склонность к английскому языку, но он пытается заглушить в себе эти качества, растрачивает свои способности, тогда приходится разговаривать с ним отдельно, помогать ему с направлением», – заметила она.
В завершении нашей беседы, героиня поделилась своими творческими планами на будущее.
«Обычно я не загадываю наперёд. Максимум могу спланировать свой летний отдых. В ближайших планах работать усердно, вкладывать свои знания, свой труд в детей», – отметила она.
К сожалению, сейчас быть учителем «не модно» и не престижно. Единицы, имея оконченное высшее педагогическое образование, идут работать по специальности в школу. И дело здесь не только и не столько в зарплате. Очень трудно в наше «сумасшедшее» время быть всегда собранной, вежливой, всегда улыбчивой (идеальной) – что требуется по статусу. Мы надеемся, что для Карины Кокоевой ее профессия станет настоящим призванием. Ведь молодые учителя – это новое свежее дыхание в педагогике, это новые идеи, энергия. В конце концов, они – будущее нашего образования.
Илона БАГАЕВА