Скончался летописец Цхинвала

Ушел из жизни народный художник РЮО, член Союза художников СССР Хсар Гассиев, человек редкого таланта, количество картин которого перевалило далеко за тысячу

Прозванный летописцем Цхинвала, он действительно перенес вместе со своим народом и жителями родного города все трагические события 20 века. Особое внутреннее мироощущение, сформировавшееся у художника под воздействием тяжелой многотрудной, полной драматических перипетий судьбы, оказало влияние не только на его творчество. Даже простое общение с ним производило на всех неизгладимое впечатление, заставляя вновь и вновь вспоминать образ мастера, обладающего столь целостным характером.

Исходной точкой в его формировании как личности можно считать репрессии 30-х годов, которые непосредственно затронули семью Хсара Гассиева, и память о которых он пронес через всю свою жизнь. Его отец, работавший на ответственных постах в тогдашней Юго-Осетинской автономной области, был арестован по доносу, а затем расстрелян. Мать Хсара Гассиева прошла через 10 лет лагерей и тюрем. «Как-то ночью к нам постучались, – с глубокой душевной болью вспоминал во время нашего интервью художник. – Этот зловещий стук среди ночи мог означать только одно – пришли за отцом, который занимал ответственную должность.
Вместе с отцом арестовали и мою мать. А нас с сестрой и бабушкой грубо выдворили на улицу. Нашим домом на долгое время стал сырой, темный и холодный подвал. Отца вскоре расстреляли, мать долгое время находилась в тюрьме, и только девять с половиной лет спустя ей чудом удалось выбраться. А я стал сыном «врага народа» и тащил на себе этот крест долгие годы». Будущего художника с сестрой стала воспитывать бабушка. Выброшенные на улицу со своего дома, они поселились в пустующем подвале, где прожили 10 лет, дожидаясь возвращения матери из ссылки и терпя все лишения. Бабушка вязала шерстяные носки на продажу и этим кормила детей.
Глубокая рана, оставшаяся в детской душе художника, прослеживается во многих произведениях разных лет, исполненных преимущественно в холодных тонах. При этом, как отмечал сам художник, он любит повторять знаменитую фразу Бетховена: «Жизнь трагедия. Да здравствует жизнь». И действительно, даже сторонний наблюдатель, не знающий обстоятельств жизни художника и его семьи, мог бы констатировать мощное жизнеутверждающее начало, живущее в его искусстве.
Писать о творчестве этого художника было всегда нелегко в силу его целостности – никакого эпатажа, бурных выходок, резких живописных сломов. На его полотнах оживают уголки Старого Цхинвала, и можно даже узнать знакомые лица старожилов некогда уютного города. Художник возвышает и одушевляет, делает «музыкальным» самый простой и грубоватый мотив, положим, дымящееся облако над печной трубой одного из домов Еврейского квартала. Картина так и называется «Дом №17 Еврейский квартал». Его стены столь причудливой громадой возносятся к небу, а переливы серо-серебристых тонов столь мягки и гармоничны, что оставляют впечатление какой-то таинственной значительности. По словам самого художника, если тема картины лично пережита им, ее воплощение возникает как бы само собой. Многие считают, что художнику не было свойственно философское постижение мира. Но разве эта не философия – запечатлевать простой человеческий быт в лучах чего-то более важного, чем скажем, война или насилие.
Для Хсара Гассиева именно движение души определяло мазок и особенно контур. Он считал, что каждая картина должна иметь свое решение, в зависимости от того содержания, какое в нее вкладывает автор. Художник был упорен в своих пластических решениях, ему не были свойственны метания в поисках новых выразительных средств, чтобы поразить наше воображение, добиться эффекта, удивить свежими оригинальными новациями.
«Я убежден, художник должен доверять холсту лишь то, что он чувствует, – говорил мастер. – По-настоящему созданное произведение всегда идет от сердца, картина, созданная лишь путем приложения техники, не стоит холста, на которой она написана. Конечно, жизнь не стоит на месте, меняется все вокруг, но все дело в том, что чем больше все меняется, тем больше все индивидуально. Существо дарования должно оставаться в художнике неизменным».
В творчестве Хсара Гассиева естественно соединились пейзажи – сельские и городские, и в каждом из них своя цветовая партия, своя поэтическая атмосфера. На этих полотнах художника цвета живут в перекличке, одухотворенно проникнуты жизненными токами. Еще более насыщенной и плотной становится живопись художника, когда он обращается к высокогорным деревням Осетии. Темы, которые избирал художник для своих работ, можно обозначить предельно широкими определениями: «Моя земля», «Мой народ», «Мой город». В каждом произведении, при внешней схожей тональности, легко обнаружить множество нюансов, определяющих неповторимость живописной интонации.
Стремление пластически выразить наиболее типичные и характерные черты своего народа – одна из самых привлекательных черт в творчестве Хсара Гассиева. Куда бы не забросила его судьба, он всегда оставался осетинским художником – по выразительной ритмике, психологии, интенсивному ощущению внутреннего мира человека, живущего в горах. За десятки лет неутомимого творчества мастер оставил глубокий след в изобразительном искусстве Осетии, оказав влияние на становление целого ряда талантливых художников. Картины Хсара Гассиева смогли увидеть в самых разных уголках Советского Союза, а затем и в других странах мира. В частности, его работы экспонировались в Москве, Петербурге, Эдинбурге, Генте, Берлине, Дрездене, Цюрихе, Флоренции, Страсбурге, Инсбруке и др.
И. ТЕДЕЕВА