/Публицистика – самостоятельный взгляд

Публицистика – самостоятельный взгляд

Мастер-класс от Вышинского

— В публицистических материалах читатель должен видеть рассуждения. Он должен пройти этот путь вместе с вами – путь задавания и получения ответов на вопросы, – сказал исполнительный директор медиагруппы «Россия сегодня» Кирилл Вышинский на мастер-классе для журналистов Южной Осетии на тему: «Публицистика в традиционных и новых медиа» для представителей югоосетинских СМИ в мультимедийном пресс-центре Sputnik Южная Осетия в рамках проекта SputnikPrо.
— Публицистика – это всегда самостоятельный взгляд. Публицистика – это материалы о жизни и о позиции, связанные с общественным мнением, — высший уровень журналистики. Публицистика исполнена в виде полемики, споров, борьбы за новые идеи. С творчеством публициста несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда, — подчеркнул Вышинский.
Он отметил, что журналистом стать было достаточно непросто. Однако сейчас журналистом может стать каждый, а уж тем более публицистом.
Чем же ценна сегодняшняя журналистика? Это огромное море информации.
«Есть классическая триада подачи информации, сформированная в США: радио — сообщает о том, что произошло, телевидение — показывает, а газеты на следующий день рассказывают подробности, и там появляются публицистические заметки, анализ, высказывание мнений по поводу развития событий», — подчеркнул Кирилл Вышинский.
В любой профессиональной редакции, чтобы что-то сообщить, нужно получить подтверждение информации из нескольких источников. Это спикер рассказывал журналистам для того, чтобы они поняли, как менялась подача новостей за последние двадцать лет.
Точно не меняются в огромном потоке информации и развивающихся медиа, обязанности профессии журналиста и необходимость позиции публициста.
«Публицистика, по большому счету — это вопросы, адресованные себе. Получение ответов и тиражирование этих ответов. Все вроде бы просто. И с этой точки зрения публицистом может стать каждый.
А вот все ли задающие вопросы люди, которые получают на них ответы, публицисты? Оказывается, нет. Кроме того, нужно задать вопросы так, чтобы ответы читать было интересно всем остальным», — говорил спикер.
Вышинский привел простой пример — роман «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Суть романа, по его словам, сводится к одной ситуации: когда бедный студент, живущий в нищете, задает себе простой вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?».
Понятно, что Достоевский задает этот вопрос за героя. И дальше герой романа по сути отвечает на этот вроде бы простой вопрос.
«Но чем работа так притягательна? Мало задать эти вопросы. Достоевский уже знает ответ на этот вопрос. И это и есть главное, что необходимо для формирования публицистической позиции», — сказал он.
Когда журналист собирается о чем-то писать, нужно осветить все позиции. Вышинский рассказал, как бы написал публицистическую статью о том, прививаться (СпутникомV и другими вакцинами) или нет.
«Я бы пока встал сначала на одну позицию, — нет, не буду этого делать. Посмотрел бы на аргументы, а потом бы переместился на другую позицию, а вывод бы точно сделал максимально острым и эмоциональным, — выбор за человеком, сделать прививку или быть распространителем болезни. Вспомните Родиона Раскольникова, автор этого романа прекрасно знал, как он ответит на свой вопрос. Когда вы будете писать публицистическую статью, не только нужно уметь поставить себя на разные позиции. Нужно знать правильный ответ. Вы должны знать, какую позицию заявите в конце», — отметил он.
Как подчеркнул Вышинский, в публицистических материалах читатель должен видеть рассуждения. Он должен пройти этот путь вместе с вами – путь задавания и получения ответов на вопросы.
Чем публицист отличается от блогера?
Публицист знает ответ в самом начале, он ведет читателя по этому пути. «Свойством вашего публицистического рассуждения должна быть некая эмоциональность, полемичность. Человек должен оказаться вместе с вами в эпицентре дискуссий. У публициста нет ограничений для тем. Должна быть позиция, иначе вы не публицист, а умный человек, пытающийся написать какие-то тексты. У вас должна быть возможность стать на ту или на другую сторону, но вы знаете заранее ответ, к чему приведете», — подчеркнул Вышинский.
В ходе мастер-класса журналистами были заданы интересующие их вопросы. Отметим, Кирилл Вышинский отдал профессии журналиста почти 25 лет (в СМИ – с 1996 г.). За эти годы он работал в должности шеф-редактора и ведущего на украинском телевидении. С 2006-го до 2014 года – собственный корреспондент ВГТРК, освещал события на Украине. А в 2014 г. возглавил информационный портал «РИА Новости Украина». В настоящее время – исполнительный директор медиагруппы «Россия сегодня».
Антонина САНАКОЕВА