Отар Наниев: «Уберечь своих людей – первая задача в Афганистане» 

В начале недели в Южной Осетии памятными мероприятиями отметили День воинов-интернационалистов. 15 февраля – годовщина вывода советских войск из Афганистана в 1989 г. В числе 650 тыс. военнослужащих Советской Армии – более 200 представителей Южной Осетии воевали в Афганистане. За проявленные мужество и героизм многие удостоены наград и медалей, из них погибло семь человек.

Среди вернувшихся «афганцев» – герой нашего материала подполковник запаса, кавалер Ордена Красной Звезды Отар Наниев.

Родился О. Наниев в Джаве, школу окончил в 1977 г. и поступил в Бакинское высшее общевойсковое училище. Окончил его в 1981 г. и был направлен в воинскую часть Северо-Кавказского военного округа под Новочеркасском, где прослужил до апреля 1983 г. 20 апреля командир полка вызвал его: «Ну что, Наниев, готов?». Не понимая, о чем речь, Наниев ответил – готов. «А ты хоть знаешь куда? Хочу «обрадовать», поедешь в Афганистан», – сказал командир. Наниев ответил: «Афганистан, значит Афганистан».

Утром он с другими «счастливчиками» поехал в Ростов, и в тот же вечер вылетел в Ташкент, в штаб Туркестанского военного округа, где им открыли визы, и отправили в Кабул. «Я ожидал увидеть небоскребы, а смотрю одни хижины вокруг, прилетел из XX в XIV век – по местному летоисчислению в 1362 г., причем было не только временное отличие – все в чалмах, на осликах. Большая разница была и в климате. В апреле у нас еще холодновато, а в Афганистане – 50-60 градусов жары», – поделился Наниев.

После Кабула они прилетели в провинцию Кундуз – в гарнизон. По его словам, всем было сложно привыкнуть к жаре – ночью простыни замачивали и, не выжимая, накрывались ими, но через 20 минут она бывала уже сухой.

Афганистан: основные задачи

Службу Отар Наниев проходил в должности командира разведывательного взвода горно-стрелкового батальона. «Мы стояли в горах, ходили на операции по ликвидации бандформирований мятежников и охраняли трубопровод, по которому топливо шло в Кабул. Днем выставляли посты, а ночью патрулировали», – уточнил он.

О боевых операциях Наниев рассказывал скромно и обобщённо: их информировали о местонахождении бандформирований, а они блокировали кишлак и делали зачистку. Группы мятежников, подготовленные в Пакистане, хорошо воевали и метко стреляли, а знание местности давало огромное преимущество в ходе боев. Как уточнил Наниев: «Сложнее было воевать в горах, они наверху, а ты внизу под прямым прицелом. Ползешь наверх в жару, а на тебе еще 35 кг. с патронами, боеприпасами, сам бронежилет весил 16 кг.».

В Афганистане всем было тяжело, считает наш собеседник, но офицерам особенно. Наниеву было 24 года, а он нес ответственность за 28 человек.

«Первая задача командира – выполнить боевую задачу, вторая – уберечь людей. Но для меня важнее было уберечь людей, чтобы в будущем не терзала совесть – что не уследил, погиб солдат, которого дома ждала мама. Когда бой идет в горах, невозможно всех контролировать, т.к. разбросаны по позициям, приходилось бегать, проверять. У меня во взводе никто не погиб, и не потому, что я был хорошим командиром, мне наверно повезло», – скромно, отметил он.

Наниев считает, что потерь было бы меньше, если бы солдаты и офицеры выполняли приказы командиров и начальников. Но у многих был принцип – это не случится со мной. Он привел пример: однажды пять бойцов нарушили приказ – не покидать гарнизон, и их нашли мертвыми в соседнем саду. По словам Наниева, молодое пополнение сразу в бой не брали, т.к. некоторые даже не умели стрелять: «Только через два месяца по 2-3 бойца мы брали с собой. Много людей умирало и от тифа и гепатита. Больные были и у нас, но старались применять антисанитарные мероприятия и больных было меньше».

Афганцы гостеприимный и добрый народ

Местный народ, как отметил Наниев, гостеприимный, добрый, и есть сходство между нашими языками, к примеру, «ашт», «фарашт», «хараг» и т.д.

«В гарнизоне тесно взаимодействовали со старейшинами в кишлаках. Два раза в месяц я, комбат, начальник штаба и местные советники собирались, обсуждали важные вопросы. Мы их снабжали продуктами, а они помогали охранять трубопровод. Если уважать их обычаи, законы, то все нормально, но стоит отступиться от законов и пренебречь их обычаями, пойдет обратный процесс», – сказал он, добавив, что доверять им все-таки нельзя было.

На 9 мая комбат собрал всех на задание – помочь банде, с которой был заключен негласный договор о сотрудничестве, чтобы разгромить другую. «Нас впустили в ущелье, и оказались в засаде между двумя бандформированиями. Итог: 3 погибших, сожгли два БТР. Вот тебе и дружественная банда», – подчеркнул он.

Ты вышел из Афганистана, а он из тебя нет

Как подчеркнул Наниев, страх перед боевыми операциями был всегда, и ерунда, когда говорят, что привыкли к войне: «Да, ты вышел из Афганистана, но Афганистан из тебя нет. Как-то афганский генерал в разведотделе штаба армии сказал мне: «Знаешь, Отар, я бы каждому советскому солдату памятник поставил и вручил героя даже за то, что они находятся на территории ДРА, служат и воюют в таких условиях».

В интервью даже басмачи отзывались о советских солдатах с уважением, говорили, что русские – это воины. А когда о тебе противник говорит с уважением – это о многом говорит, тем более афганцы, что умеют ценить мужество, ведь противника тоже надо уважать». Наниев отметил, что никто в Афганистане не задавался вопросами, что там делают, и кого защищают: «Мы выполняли свой интернациональный долг».

Однажды нашему герою удалось спастись чудом. На очередной боевой операции Наниев разделил разведвзвод на две группы. Стояла темная ночь, было тихо. Он решил проверить основную группу. Как только вышел из ущелья, в 15 м от него стояла вражеская группа, пришла со стороны, откуда не ожидали. «Разведчик афганской армии проинформировал нас неправильно. Они открыли огонь по мне. До сих пор не пойму, как так получилось, что не попали в меня. Взводу повезло, враг решил не ввязываться в бой, иначе мы бы понесли огромные потери, нас было мало», – уточнил он.

Наниев вспомнил о бое с наибольшими потерями. Они попали в засаду – погибло 5 человек, и сожгли три БТР. И здесь местный советник подвел с информацией. «Без разведки идти в бой нельзя, а мы доверились советнику. Самое тяжелое – терять людей, был рядом, а после обеда его нет. Как в песне Высоцкого: «Друг, оставь покурить. А в ответ – тишина. Он вчера не вернулся из боя». А ведь мальчишки были, от 18 до 22 лет. Такими молодыми они и остались в памяти», – с грустью в голосе, сказал он.

Осетины в Афганистане

С Наниевым никто из осетин не служил, но он иногда пересекался с ними. В Кундузе, в вертолетном полку служил летчик, лейтенант Важа Плиев из с. Вахтана. Наниев летел на его вертолете МИ-6 из командировки.

«Не знаю, как осетины узнавали, но, когда был в Кабуле, моя комната стала гостиницей (смеется). Мы собирались на Новый год или в ноябре – отмечали Джеоргуыба. Кстати, и осетинок было много из гражданского персонала, медики, работники штаба и т.д. Из тушенки одна из девушек делала нам пироги с мясом», – со смехом, вспоминает собеседник.

За мужество и героизм!

29 февраля 1984 г. ст. лейтенант О. Наниев во главе разведвзвода принимал участие в боевой операции по ликвидации банды мятежников в кишлаке Синджитак. На месте операции они блокировали кишлак и приступили к прочесыванию, в ходе которого группа из 20 мятежников пыталась вырваться из района блокировки. Грамотно и своевременно оценив обстановку, Наниев скорректировал огонь по группе и вынудил мятежников залечь. В ходе боя выстрелом из гранатомёта повредили БТР. Наниев под непрекращающимся огнем эвакуировал БТР. После грамотно проведенной операции Отар Наниев удостоился ордена «Красной Звезды». Также награжден в Афганистане Высшим знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть».

В 1985 г. он вернулся из Афганистана и продолжил службу под Ростовом в Северо-Кавказском военном округе. Дважды был откомандирован в Чечню, в 1995 и 2002 гг., а с 2004 по 2006 гг. был военным комиссаром в Грозном. Старший лейтенант Отар Наниев стал одним из героев книги – афганского фотодневника «Пароль – революция» В. Суходольского, изданного в 1986 г. Большое значение Наниев придает патриотическому воспитанию младшего поколения. Он ежегодно с ветеранами проводит уроки мужества, рассказывая детям об Афганистане: «Патриотическое воспитание современной молодежи – основа из основ, потому что, не зная прошлого, нельзя строить будущее».

Завершая рассказ, Наниев поблагодарил Президента А. Бибилова, за помощь, за оказываемое внимание и поддержку ветеранам войны в Афганистане.

Мадина БЯЗРОВА