Осетинский свадебный флаг

В научном наследии В. С. Уарзиати немало внимания уделено изучению знамени (флага) как престижного символа этнической культуры осетин и их предков. Одна из крупных статей ученого посвящена знамени как мифологическому инварианту образа мирового древа, в другой он исследует знамя как престижный этнополитический атрибут.
В прошлом у осетин существовало большое количество разнообразных знамен, использовавшихся во многих важных событиях и ситуациях. Так, еще в 20 е годы ХХ в. знамя играло особую роль в свадебной обрядности осетин, что отмечалось Б. М. Каргиевым. Поскольку В. С. Уарзиати подробно описал и сам свадебный флаг, и его роль в торжествах, мы избавлены от необходимости повторно его характеризовать. Приведем (с небольшими сокращениями) сведения, собранные ученым: «В доме невесты ко дню свадьбы готовили флаг — кусок хорошей ткани белого, красного или розового цветов, укрепленный на тщательно обработанном древке. На полотнище флага были пришиты разнообразные вещи мужского туалета: сафьяновые чувяки, платки носовые, учкур, тесьма для карманных часов, курительные принадлежности, расшитые кобуры, шнур для пистолета и прочее.
После вывода невесты ее подруги выносили во двор флаг и предлагали поезжанам выкупить его. При этом сумма значительно превышала номинальную стоимость всех пришитых к нему подарков. Несмотря на эти условия, флаг выкупали. Однако этого было недостаточно, флаг надо было в целости и сохранности доставить вместе с невестой в дом жениха. Эта задача усложнялась тем, что молодежь данного квартала или села заранее была извещена о флаге и ко дню свадьбы усиленно готовились, чтобы отобрать его. Со всей округи собирали лучших лошадей и готовили их, как это бывало при подготовке к большим скачкам.
Поезжане, выкупив флаг, вручали его самому ловкому и отчаянному парню и с большой надеждой на него и резвость лошади отправлялись в обратный путь. В галопе поезжане пытались уйти от преследователей из числа соседей и родственников невесты. В процессе скачки-преследования разгоралась борьба за обладание флагом, продолжавшаяся с переменным успехом. Не сохранить флаг считалось большим позором для всей группы. Лихой наездник, сумевший овладеть флагом и уберечь его от преследователей или наоборот, вернувший его в дом невесты, получал всеобщее признание народа. Нашитые же на флаг вещи распределялись между победившей группой.
Если флаг доставляли в дом жениха в целости, он демонстрировался вместе с приданым, после чего поступал в пользование невесты. В том случае, если его отбивали, через некоторое время флаг все же выкупали и возвращали невесте. По сведениям информаторов, этот флаг сохранялся в семье долгое время. Полотнище считалось магическим средством, что служило причиной его скрытого от посторонних глаз хранения. В частности, им покрывали роженицу при трудных родах или ребенка во время болезни. А возвращение полотнища невесте, скрытое хранение и использование во время родов и детских болезней свидетельствует о его значительной культовой основе. Можно говорить о том, что в материализованной форме свадебного флага перед нами выступает символ каких-то святых, связанных с идеями роста и плодородия».
К сожалению, Вилену Савельевичу остался неизвестен оригинальный экземпляр осетинского свадебного флага (вероятно, единственный сохранившийся до наших дней) из фондов Национального музея Республики Северная Осетия-Алания. Флаг был приобретен музеем в сентябре 1960 г. Более полувека он оставался в фондохранилище и после реставрации впервые был экспонирован в 2012 г.
Флаг — прямоугольное полотнище из белой бязи размером 60х80 см., закрепленное на липовом древке высотой 230 см. Навершие знамени представляют собой раскрашенную деревянную фигурку птицы. К полотнищу пришиты: традиционная осетинская войлочная шляпа из тонкой белой шерсти; носовой платок; мягкие чувяки из черного сафьяна; кожаное портмоне, в котором находятся пятнадцатикопеечная монета 1953 г., шило, кусочек ваты и несколько листков бумаги; кисет из плотной серой ткани с махоркой; упаковка курительного табака; набор басонных изделий: тесьма для часов, плетенный из шелковой нити учкур с кисточками, револьверный шнур и кожаная петля (ушко) с золотым шитьем.
Как видим, хранящийся в Национальном музее РСО-Алания флаг в точности соответствует описаниям осетинского свадебного флага, приводимым Б. М. Каргиевым и В. С. Уарзиати. Можно уверенно говорить, что мы имеем дело со знаменем, украшенным стандартным набором предметов мужской одежды и обихода, имевшем в каждом конкретном случае лишь небольшие различия. Из имеющихся в музее документов невозможно установить, использовался ли данный флаг в реальной свадебной церемонии или был изначально создан как предмет для музея, как «старинный осетинский свадебный флаг со всеми к нему принадлежностями». Тем не менее, мы можем достаточно точно определить время его создания — вторая половина 50 х годов ХХ в. Это промежуток между датой ГОСТа на упаковке табака (1955 г.) и временем поступления флага в музей (1960 г.).
Нельзя не обратить внимания на навершие флага. Это небольшая деревянная фигурка птицы, раскрашенная в красный с белым цвета (снегирь?). Упоминаний о каком-либо навершии флага в описаниях Б. М. Каргиева и В. С. Уарзиати нет, однако считать упомянутую фигурку птицы случайной деталью декора на музейном экземпляре ни в коем случае нельзя. Связь флага, используемого в семейной обрядности осетин, с понятием мирового «древа жизни», с магией роста и плодородия, убедительно установлена в цитировавшейся выше работе. В свою очередь, «древо жизни» в традиционной культуре и мировоззрении осетин и их предков имеет совершенно очевидную связь с образом птицы. Вспомним Дзерассу, похищающую в образе птицы золотые плоды с волшебной яблони нартов, или излюбленный осетинский орнаментальный сюжет с парой птиц, сидящих на мировом древе.
Навершие описываемого свадебного знамени живо напоминает нам и о птицах, украшающих или украшавших в прошлом осетинские святилиша, к примеру, птиц, восседающих на резных коньках Рекома. Словом, разбираемое навершие только подчеркивает сакральный или, как писал В.С. Уарзиати, «необычный характер свадебного флага» и его культовую основу.