Никто не вправе нарушать наши потребительские права

Ежегодно 15 марта все мировое сообщество отмечает День защиты прав потребителей.
Мы, все население планеты Земля, независимо от возраста, цвета кожи, национальной принадлежности – являемся потребителями, и эта дата в календаре обозначена как напоминание о том, что мы наделены определенными потребительскими правами, которые никто не вправе нарушать!
Это право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, право на их безопасность, на информацию о них, об их изготовителях, продавцах, право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Каждый из нас обязан знать, что имеет право:
– вернуть пищевые продукты в магазин, если срок годности истек до покупки.
– потребовать показать документы (сертификаты, соответствия, декларации о соответствии), подтверждающим безопасность и качество продуктов.
– заплатить за товар столько, сколько указано на ценнике в торговом зале (оправдания о том, что в связи с получением новой партии товара забыли применить в ценник – не в счет)
– фотографировать товары в магазине (данные об этикете и стоимости товара не относится к разделу коммерческой тайны);
– пожаловаться на нарушение наших потребительских прав.
Наши права установлены Законом «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия». Гражданским Кодексом РЮО и другими законодательными актами, отстаивать которые мы не можем в предприятиях и организациях, где приобретаем продовольственные и непродовольственные товары, заказываем работу и услуги для личных бытовых нужд, включая платные медицинские, образовательные, транспортные, гостиничные, потовые, банковские, туристические, ритуальные услуги культуры, бытового обслуживания населения, связи, жилищно-коммунального хозяй-ства, услуги автостоянок, долевого строительства жилья и т. д.
Согласно законодательству РЮО о защите прав потребителей мы имеем ряд прав (возврат денег, замена товара, ремонт или уменьшение цены) при обнаружении в товаре недостатков в течение гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет со дня продажи непродовольственного товара.
Также имеем право участия в проверке качества товара и право присутствия при его экспертизе, право на обмен непродовольственных товаров надлежащего качества, право на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней при дистанционной продаже, право на получение результата работы или услуги в установленный договором срок, право на отказ от исполнения договора выполнения работ, оказания услуг в любое время.
Законом «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия» также предусмотрены ответственность за нарушения прав потребителей, компенсации морального вреда, штраф на несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, освобождение от уплаты государственной пошлины.
Следует знать, законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие только из возмездных договоров. Оно не защищает, если с целью удовлетворения личных нужд в договорные отношения купли-продажи, подряда, оказания услуг вступают между собой граждане. С одной стороны должна выступать организация или индивидуальный предприниматель, с другой – гражданин потребитель.
В связи с этим, обращаюсь ко всем гражданам нашей республики, не игнорировать нарушения ваших потребительских прав нерадивыми предпринимателями. Отстаивайте их! Если не получается, обращайтесь к нам в Комитет Юго-Осетпот-ребнадзора по адресу: г. Цхинвал, ул. Горького, 39. Контактный телефон: 8-929-806-50-30.
Жанна САНАКОЕВА, начальник управления надзора в области защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора