/Наглядные хроники трагических дней войны…

Наглядные хроники трагических дней войны…

С начала военной агрессии августа 2008 года прошло долгих 14 лет. За эти годы уже в мирной Южной Осетии выросло новое поколение, которое не столкнулось с ужасами войны, не помнит спаленных улиц родного города и грохота снарядов.
Многие из этих подростков росли сиротами. Дети героев отечественной войны, не успевшие прочувствовать отцовскую любовь, все эти годы собирали образы своих отцов, отдавших жизнь за свободную Осетию, по рассказам старших, по воспоминаниям близких, собирали информацию из документальных источников.
Еще одним каждодневным напоминанием для всех нас о самоотверженности ополченцев и военнослужащих являются мемориальные плиты на улицах города, которые устанавливали на местах гибели бойцов в ходе уличных боев и перестрелок. Насчитывается их десятки по всему городу и районам, и можно сказать, что памятные плиты стали своего рода наглядной хроникой трагических дней войны.
По сложившейся традиции, ежегодно в памятные траурные даты боевые товарищи, политики, близкие и родные погибших героев приносили цветы и ритуальные венки к мемориальным плитам за отсутствием единого мемориального комплекса павшим героям.
В послевоенные годы первостепенной задачей было восстановление разрушенной инфраструктуры. Сегодня, когда над восстановленным Цхинвалом снова мирное небо, павшим в период с 1989 по 2008 год защитникам Родины установлен единый мемориальный комплекс в сквере рядом с Национальным музеем.
Память о каждом ополченце, обо всех военнослужащих оборонного ведомства, о российских солдатах и расстрелянных миротворцах собрана воедино в одном монументе. Североосетинские мастера отразили в скульптурной композиции военные действия, разрушения. Воинская самоотверженность осетинских защитников и российских солдат закреплена в бронзовых фигурах.
Приближаются траурные даты августа, когда каждый из нас будет вновь и вновь обращаться к своим воспоминаниям в объединяющем молчании или же вполголоса делиться друг с другом отрывками страшных картин, навсегда запавших в память.
В эти дни вновь будут приносить цветы к одиноким мемориальным плитам погибших воинов. Герои живы, пока мы о них помним. Но проходят дни, и букеты разбрасывает ветром по сторонам, венки покрываются густым слоем пыли от проезжих машин. Они выцветают на солнце, и бывает в этой картине некий диссонанс. Может есть необходимость перехода к усовершенствованию традиций? Например, отдать дань памяти всем героям у единого мемориального комплекса, тем самым придать новому монументальному памятнику не просто протокольный символизм, а наполнить его исторической аурой. Эта территория должна стать местом общенациональной гордости и воинской славы.
Здесь, в тихом сквере, у памятника защитникам, будут проводиться церемонии, посвященные памяти героев, старшие будут рассказывать младшим о подвигах отчаянных бойцов и ополченцев, об отваге опытных полевых командиров. Именно этот комплекс, как и памятник жертвам Зарской трагедии, должен стать местом проведения уроков патриотизма для подрастающего поколения, проводником между военной историей и мирной жизнью, напоминанием для нас, живых, о необходимости созидательного труда во имя процветания нашей республики.
А. ПАРАСТАЕВА