Продолжаем серию статей, посвященных средствам художественной выразительности, которые можно найти как в произведениях литературы, так и в обычной разговорной речи. Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Сегодня речь пойдет о таком интересном приеме как Антитеза.
Антитеза (от греч «противопоставление») – риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Если говорить кратко, то этот художественный прием позволяет в явной форме противопоставить две противоположности. Немудрено, что подобная образная фигура часто использовалась ранее, применяется и по сей день писателями и поэтами, то есть, людьми творческими. Однако, благодаря способности антитезы мгновенно захватывать внимание окружающих, этот прием часто встречается в политике и рекламной деятельности.
В качестве составляющих антитезы в простых вариантах используются антонимы (слова одной и той же части речи, но с противоположным смыслом). При этом объектами могут быть абсолютно любые термины, отражающие свойства предметов, черты характера, внутреннее состояние и поведение людей, их мысли, явления природы, события и т.д. Несколько наглядных примеров:
Белое и черное; яркий и тусклый; шум и тишина; буйный и спокойный; хитрый и прямодушный; правда и ложь; шторм и штиль; приходить и уходить.
Сопоставление противоположностей часто используют и рекламщики. С помощью этого приема они создают короткие, но запоминающиеся слоганы.
Мы работаем, вы отдыхаете (техника «Indesit»). В холод – тепло, в жару – прохладу (кондиционеры «Samsung»). Легко включить, сложно остановиться (безлимитный интернет).
На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:
«Война и мир» (Толстой), «Принц и нищий» (Твен), «Преступление и наказание» (Достоевский), «Отцы и дети» (Тургенев,) «Волки и овцы» (Островский), «Ангелы и демоны» (Дэн Браун).
Авторы используют антитезу не только в названиях произведений, но и в содержании. Так Достоевский «помещает антитезы» внутрь одного персонажа. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.
Антитезу зачастую путают с другой стилистической фигурой под наименованием «оксюморон», которая также базируется на игре с противоположностями. Их принципиальное отличие состоит в том, что в первом случае происходит явное противостояние противоположных понятий, а во втором наличествует попытка их соединения для получения уникальной фразы. «Огонь и вода» – это антитеза, а «огненная вода» – оксюморон.
Вот еще примеры с оксюмороном:
Горькая радость; звонкая тишина; громкое молчание; горячий лёд; сладкая боль; правдивая ложь; искренний лжец; кричащая тишина; долгий миг; оригинальная копия.
Анна ТЕДЕЕВА