Жить стало лучше, жить стало веселее?

Мы живем в очень нелегкое время! Это утверждение было актуально во все времена. Взять, к примеру, классическую литературу. Герои известных произведений живут, страдают, мечутся, сетуют на «нехорошие времена», тщетно ищут способы хоть что-то изменить в существующей действительности, которая их не устраивает по ряду причин, и от осознания собственного бессилия становятся очень несчастными, а часто и кончают жизнь самоубийством. И неважно, какая эпоха представлена в том или ином романе или повести – чувства героев везде (или практически везде), как это ни парадоксально, одни и те же. Но это такой собирательный образ.
А что же сейчас? Какие нынче времена, какие люди? А времена, как выразилась одна из героинь в известном советском фильме, всегда одинаковые! Ой-ли?! Я лично так не считаю, хотя и допускаю, но… с некоторыми ремарками. Ведь, согласитесь, наше время существенно отличается от времени начала нового тысячелетия, а это всего два десятка лет, но зато каких!
Основной акцент тут приходится на развитие всевозможных технологий, поскольку окружающий мир, к счастью, изменился несущественно. Ну, разве могли мы представить в начале нулевых (глубже капнуть даже не стоит) возможности, которые мы получили благодаря той же сотовой связи и интернету! Без света, тепла в квартирах, при политической неопределенности, да еще при перманентных боевых действиях и испытываемом страхе за свои и жизни родных и близких наши мозги бы точно взорвались, имей мы способность заглянуть в сегодняшний день.
Вспомните, о чем мы тогда мечтали? Чтобы наступил мир, чтобы мы могли спокойно гулять по красивым улицам, чтобы спали в своей постели, не опасаясь ночного обстрела, когда спросонья хватаешь детей и стремглав мчишься укрыться в подвале, чтобы была работа, а родные – живы и здоровы! Картины в этих мечтаниях были сравнимы с раем, настолько несбыточными они тогда казались.
И что же? Вот она, эта жизнь! Живи и радуйся! Но тут всплывает другой, не менее парадоксальный вопрос: а стало ли жить лучше?
От себя скажу, что даже в ставшие притчей во языцех 90-е жилось веселее. Не богаче, нет! Насыщеннее! Те, кому сейчас 50+, хорошо помнят очереди за хлебом, пустые прилавки и т.д. Но зато была надежда на лучшее будущее, а впереди мелькал и манил к себе пресловутый свет в конце тоннеля. А сами люди были добрее друг к другу, обострено было чувство всеобщей беды и желание помочь нуждающемуся. Мы делились всем, чем только могли: свечками, дровами, куском хлеба. Никогда не забуду соседку, которая собирала огарки, заново лепила из них свечи и раздавала нам, и это был самый дорогой тогда подарок – самодельная свечка – можно посидеть и почитать при свете.
Кульминацией наших многолетних бед и мытарств стала война в августе 2008г. Мы-таки достигли этого света в конце тоннеля, да только на большее нас уже не хватило.
Нет, поначалу все было замечательно: всеобщая эйфория и все такое. Не стану открывать Америку и пересказывать все, что тогда происходило – это новейшая история. Но постепенно градус опьянения от долгожданной победы стал снижаться. Не знаю, что стало ключевой причиной – то ли накопившаяся усталость, то ли сработал эффект покоренной вершины. Не знаете что это такое? Это, когда, паря над миром, наступает абсолютная пустота. Не испытывала сама, поскольку не особо дружу с горами, но слышала от любителей гор, да и в трудах по психологии этот термин иногда упоминается.
Многие могут возразить и начать перечислять позитивные перемены, происходящие в нашей республике за последние годы. Но, стоп! Я все это прекрасно вижу: город действительно колоссально преобразился, постоянно ведутся строительно-ремонтные работы, сотни семей заселяются в новые квартиры, возводятся новые корпуса учебных заведений, благоустраиваются улицы, есть свет, газ, никто не стреляет, и т.д. и т.п. Но стало ли от этого лучше жить? Комфортнее? Да! Безопаснее? Безусловно! Лучше? Нет!
На днях встретила свою давнишнюю приятельницу. Очень обрадовалась встрече – давно не виделись. Вот только сама встреча оказалась не такой радостной, как бывало раньше. Даже в самые тяжелые времена Ирина (назовем ее так условно) была воплощением оптимизма и стойкости духа. Она, как никто другой, умела растормошить приунывшего, внести в любую компанию азарт и веселье. Сейчас это была предельно измотанная женщина с потухшими глазами, без грамма косметики и даже намека на улыбку!
– Что с тобой, ты переболела вирусом? – спросила я первое, что пришло мне на ум, надеясь услышать утвердительный ответ, что многое бы объяснило.
– Нет пока, но куда я денусь! У меня депрессия! – ответила Ирина практически уже на ходу.
– Как депрессия? У тебя депрессия? Как так, неужто мир перевернулся с ног на голову, раз тебя настигла эта напасть? – недоумевала я.
– От этой жизни можно с ума сойти! – уже отдалившись, бросила она через плечо.
Я с недоумением смотрела ей вослед. Что с ней произошло? Что она этим хотела сказать?
Итак, депрессия… Я думала, что эта особенность присуща только мне и некоторым моим подружкам, которые больше подыгрывают друг другу. Погуглив, я выудила вот такую информацию. Депрессия – расстрой-ство настолько распространенное, что ее иногда называют «простудой» среди психических заболеваний. Каждый из нас когда-нибудь бывал подавленным. «У меня депрессия», – иногда говорят совершенно здоровые люди, когда они чувствуют себя удрученными в связи с несостоявшимися важными для них планами. Несмотря на негативные чувства, люди продолжают жить своей обычной жизнью. В противоположность этому, страдающие депрессивным расстрой-ством испытывают отчаяние и беспомощность, которая овладевает ими надолго, не проходит бесследно, и, как правило, существенно нарушает способность человека адекватно думать и действовать, что не может не сказаться на его работе и общении с людьми.
Что тут сказать? Будем надеяться, что у всех нас просто сезонная простуда, и она скоро пройдет. Ведь не может быть все так плохо, чтобы людям даже общаться по-человечески уже не хотелось, а лишь накрывать своим негативом все и вся. Удачи!

Д. САЛАМОВА