Четырнадцать лет после августовской войны 2008 года – срок небольшой, чтобы изгладить события тех страшных дней. Воспоминания до сих пор преследуют каждого из нас и не дают покоя. Говорят, что время – лучший учитель и лекарь, но как бы мы не старались забыть, все равно с приближением восьмого августа те события невольно прокручиваются в голове, ведь многие из нас оказались в гуще событий.
Спасаясь от обстрелов, которые усиливались с каждой минутой в ночь с 7 на 8 августа, я с детьми спустилась в подвал, так как находиться в квартире было небезопасно. Там уже собрались все соседи. Взрослые старались не паниковать, чтобы не пугать детей, лишь прижимали их крепко к себе и успокаивали как могли. Казалось дети, вмиг повзрослели, понимая серьезность положения. Они лишь изредка просили воду. Молодые ребята, периодически забегавшие к нам в подвал, успокаивали нас, сообщив, что российская армия уже спешит к нам на помощь. Но по их глазам было нетрудно догадаться, что сами они тоже толком ничего не знают, только нас подбадривают.
Немного истории
В мирные 1970-80-е годы многие старики, которым пришлось столкнуться в 1920 годах прошлого столетия с агрессором Жордания, говорили, что при любом удобном случае наши «добрые соседи», как когда-то их предшественники, могут повторить геноцид осетинского народа. До этого войну я видела только в кино и читала про нее в книгах. В моей памяти на всю мою жизнь сохранились рассказы о событиях 1920 года моей бабушки Кусриан. Она не раз предупреждала: «Они никого не пощадят, даже женщин, детей и стариков. Мне было 9 лет, когда карательный отряд Жордания добрался и до нашего горного села Беридзуар, я до сих пор не забыла, что они вытворяли. Люди укрывались в лесах и оттуда наблюдали как каратели угоняли скот, убивали больных и немощных стариков…
В один миг всю деревню превратили в пепел. От увиденного люди рыдали, проклинали агрессоров, которые так беспощадно с ними обошлись: «О, Стыр Хуыцау! Пусть те, кто с нами так поступил, будут преданы в твои руки!». От прошлой мирной и счастливой жизни не осталось и следа.
Но, как говорится, человек живет надеждой, и как бы трудно не было, они верили, что пройдет время и их любимая деревня вновь возродится, здесь опять начнутся долгие сумерки, с пастбища вниз потянутся стада, будут слышны детские голоса, залают собаки, прокричат петухи, на веревках будет сушиться белье… И жизнь снова улыбнется нам!».
11 августа вместе с дочерями мне тоже посчастливилось выехать во Владикавказ. На тот момент возвращаться в Цхинвал не хотелось, но пробыв пару недель в отъезде, немного успокоившись, я решила вернуться домой. Я скучала по своим улицам, по дому, по знакомым, многие из которых тоже постепенно возвращались в свои дома.
Сегодня долгожданная мечта народа Южной Осетии сбылась и теперь мы живем в свободной и независимой республике. Хочется впредь пожелать нашему народу мира, процветания, счастья. Чтобы враг больше не навязал нам войну, и детям нашим больше никогда не пришлось брать в руки оружие.
Хуыцау æмæ нын Ирыстоны зæдтæ æххуысгæнæг уæт кæддæ-риддæр!
Джульетта ВАЛИЕВА