Ремень безопасности как средство защиты
Дорожная авария… Происшествия, уносящие жизни людей… 7 декабря ночью в Цхинвальском районе на 1-м километре дороги
Цхинвал – Дменис произошло дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль «Лада Гранта» съехал с дороги и перевернулся, в результате чего погибли трое молодых людей… Трагедия, никого не оставившая равнодушным… Аналогичная ситуация наблюдается в России, других странах. В авариях погибают целые семьи, остаются инвалидами люди…
Как сократить количество аварий, по возможности сократить человеческие жертвы?
По данным Всемирной организации здравоохранения, использование ремней безопас-ности снижает риск смертельного исхода для пассажиров, сидящих на переднем сиденье, на 40-50%, а для пассажиров, сидящих на заднем, – до 75%.
Те пассажиры, которые не используют средства пассивной безопасности, получают как минимум удары конечностей, сотрясение мозга и переломы шейных позвонков.
По сведениям Всемирного доклада о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, в большинстве ДТП с тяжкими телесными повреждениями и смертельным исходом травмы пассажиров происходят из-за того, что какая-то часть автомобиля вызывает нагрузки и ускорения, превышающие выносливость человеческого тела. B момент столкновения пассажиры и водитель испытывают почти космические перегрузки. При фронтальном ударе на 80 км/ч энергию гасит бампер, но пассажиры при этом, по инерции, всё ещё двигаются со скоростью 80 км/ч. Если водитель в это время не пристёгнут, то в 90% случаев он сломает себе грудную клетку и травмирует брюшную полость. После удара скорость падает, и в это время на автомобиль и пассажиров начинает действовать сила тяжести, которая на скорости 80 км/ч в 80 раз увеличивает вес каждого пассажира. Что это значит?
А то что человек при весе, например, в 75 кг получает удар, сопоставимый с весом 6-тонной наковальни! Удар водителя о приборную доску и последующее пробивание головой ветрового стекла с возможным вылетом наружу обычно оказывается смертельным: при таких нагрузках на череп его основание либо деформируется, либо полностью разрушается, поражая жизненно важные органы черепно-мозговой системы.
«Несмотря на огромное количество информации о пользе ремней безопасности, до сих пор 27% водителей и 22% пассажиров на переднем сиденье им не пользуется. Ещё хуже ситуация с пассажирами сзади – там 74% пассажиров не используют ремень. Вероятность смерти у человека, вылетевшего через лобовое стекло, без использования ремня безопасности, выше в 10 раз, чем у человека, оставшегося в салоне.
Специальные удерживающие устройства для детей работают примерно так же, как и ремни. Отличаются они только тем, что имеют дополнительные элементы для защиты головы. По результатам исследований американского Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA), сиденье для детей обеспечивает очень высокую степень защиты, снижая смертность в результате аварий среди младенцев на 71%, а смертность среди дошкольников и младших школьников – на 54%. Около 40% пострадавших в ДТП составляют пассажиры транспортных средств. Ремень безопасности – одно из самых эффективных средств защиты. Но и оно не поможет, если пассажир ростом меньше 150 см. Если маленького пассажира пристегнуть штатным автомобильным ремнём, то при столкновении давление брезентовой ленты придётся как раз на шею, а в случае излюбленного приёма родителей – провести ремень у ребёнка под мышкой, сработавшая система ремня безопасности может и вовсе повредить ещё несформировавшийся скелет грудной клетки.
Пренебрежительное отношение к средствам пассивной безопасности в случае ДТП чаще всего характеризуется получением наиболее тяжёлых травм и летальным исходом. И очень обидно, что этого можно было бы избежать, если бы средства пассивной защиты использовались добросовестно и в комплексе.
В связи с произошедшей в воскресенье в Цхинвальском районе аварией министр внутренних дел Игорь Наниев поручил подготовить предложения для того, чтобы исключить смертность на дорогах. По сообщению пресс-службы МВД РЮО, министр предложил провести мониторинг состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения. Самые опасные участки автодорог оборудовать барьерными ограждениями, что предотвратит съезды в кювет, установить светофоры, дорожные знаки. Еще один вариант – вывести на дороги республики больше милицейских экипажей. И.Наниев считает, что аварии лучше предупреждать, чем разбирать их последствия, а для этого необходимо искать все возможные пути.
К.БАГАЕВА