В конце прошлой недели правозащитная организация Freedom House в докладе «Свобода в мире-2020: борьба за демократию без лидеров» опубликовала рейтинг о состоянии свободы в мире на 2020 год. На схеме отдельно указаны уровни свободы стран, в их числе Южная Осетия.
Наша республика попала в число «несвободных стран», набрав всего 10 баллов по 100 бальной шкале: два балла – за «политические права» и восемь за «гражданские свободы». В мировом рейтинге Южная Осетия рядом с Азербайджаном, Ливией, Сомали, Йеменом и Суданом.
Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне и бюджет ее финансируется правительством США – факт, резонно вызывающий сомнения в объективности исследований организации. Своего рода доказатель-ством этому являются опубликованные данные по Грузии. Несомненно, что своего протеже «обидеть» американская, якобы неправительственная организация не могла, поэтому из ста возможных Грузия набрала 61 балла и попала в число «частично свободных» стран: за «политические права» – 24 балла и «гражданские свободы» – 37 баллов.
Freedom House рекомендовано на месте изучать ситуацию
Уполномоченный по правам человека при Президенте РЮО Инал Тасоев, считает, что состояние прав и свобод человека в государстве действительно важный показатель развития. Как отметил Тасоев, проблемы соблюдения прав человека, конечно, есть и в нашей стране. Отрадно, говорит он, что мы, как некоторые страны, не замалчиваем проблемы, они освещаются в государственных СМИ и обсуждаются. По его словам, правозащитные институты в республике поддерживаются государством, что, несомненно, имеет положительную динамику в обеспечении прав и свобод граждан.
«Главная наша задача – работать в этом направлении сообща и государственным органам и гражданскому обществу. Что касается оценки Freedom House, то к подобным рейтингам надо относиться спокойно», – сказал Уполномоченный по правам человека, подчеркнув, организация хочет показать, что политические права в Южной Осетии реализуются на два балла.
«Между тем, мы помним и иные оценки различных международных организаций, касаемо уровня проведения выборов и их прозрачности. Что касается иных конституционных прав, то и здесь есть, что отметить. За последние годы обеспечиваемость государством граждан жильем возросла в разы. Но мы не знаем ни о методиках Freedom House, ни о том, откуда они берут информацию. Возможно, если бы они хоть раз удосужились приехать в РЮО и на месте изучить состояние прав и свобод человека, оценка была бы иной. Хотя, мы прекрасно понимаем предвзятость этой международной организации и ее ежегодных рейтингов», – заявил Тасоев.
Резонный вопрос: откуда берет информацию Freedom House?
Председатель Комитета по внешней политике и межпарламентским связям Парламента РЮО Заза Дриаев не доверяет данным исследований. По его словам, откуда западные и международные организации берут информацию и формируют рейтинги – непонятно. Ведь в Южной Осетии никто не проводил ни соцопросов и не интересовался мнением местных экспертов или жителей.
«Я не знаю, где брала информацию Freedom House, в Грузии или в Южной Осетии. Сомневаюсь, что основа рейтинга – конкретные факты. Если бы они указали на конкретные нарушения политических и гражданских прав, это другое дело. Если существуют мелочи, которые есть во всех странах, то мы обойдемся без оценок западных организаций. Мы сами в состоянии разбираться и решать внутренние проблемы без оценок подобных организаций», – отметил глава внешнеполитического комитета.
По словам Дриаева, как можно судить о ситуации, если воочию не убедиться о нарушении прав граждан в стране. Соответствующие рейтинги, отметил Дриаев, Freedom House делает вслепую, поэтому не стоит ей доверять.
Один плюс: Южная Осетия, а не «Цхинвальский регион»
Экс-спикер парламента РЮО, кандидат философских наук Коста Дзугаев, заявил: у экспертов, находящихся, что называется, в теме, оценки Freedom House в конкретике не могут вызвать ничего, кроме понимающей иронической улыбки. Единственная, по его словам, положительная позиция – само упоминание Южной Осетии как таковой, а не «Цхинвальского региона» или «Самачабло». Как подчеркнул Дзугаев, стенания иностранных организаций об «авторитарном» Анатолии Бибилове заведомо ангажированы.
«Моё экспертное мнение диаметрально противоположно: Президент слишком мягок к тем, кто долгие годы безнаказанно ведёт очернительскую, клеветническую, подрывную деятельность против представителей власти, против видных, достойных наших сограждан, против РЮО; наконец – против идеи воссоединения разорванной на части Осетии. И об этом ему было со всей определённостью сказано 13 января, во время его встречи с активом общественной организации «Адаемы ныфс». Мне неизвестны источники информации Freedom House но лично я готов к дискуссии по любому вопросу, представляющему для издания интерес в отношении Южной Осетии», – сказал он.
Вместе с тем, по словам Дзугаева, общий вывод по результатам исследования организации заслуживает серьёзного внимания. В мире действительно идёт процесс свёртывания демократических свобод и демократии, касается это в первую очередь той части мира, которая привыкла называть себя «развитыми странами». Это, как считает эксперт, угрожающая тенденция, и если её не остановить, то очень скоро мы увидим становление новых диктатур, теперь уже на базе цифровых технологий контроля над обществом.
«Противостоит этому сползанию к глобальному электронному концлагерю в первую очередь Россия, и это очень хорошо понимают в странах, подвергающихся давлению и лишению демократических прав и свобод. Что ж, такое уже бывало в российской истории, и не раз. Уверен, Россия справится, и осетины, у которых императив свободы – органичная часть национального менталитета, являются её естественными союзниками в этой борьбе», – констатировал Коста Дзугаев.
Мадина БЯЗРОВА