30 лет Парламенту Республики Южная Осетия

Слово «парламентаризм» происходит от французского «parle» – говорить, а родиной пар­ламента считают Англию, где прообраз нынешнего законодательного органа появился в на­чале XIII века. По своей сути парламент – место, где избранные народом представители обсуждают насущные проблемы жизни общества и государства. Это учреждение в разной форме, под разными названиями, но со схожей сутью известно в большинстве стран мира и является противовесом абсолютной власти.

Участие народа в принятии важнейших политических, экономических, хозяйственных, военных решений, законов – одна из самых старых традиций. Еще до появления государ­ства основные вопросы, затрагивающие жизнь большинства соплеменников, решались на народных сходах, собраниях. Такая форма общинного существования известна у германцев, франков, скандинавов, славян.
У осетин традиции народовластия уходят в глубокую древность, в первобытно-общин­ный строй, когда их предки собирались на Ныхас и решали насущные проблемы. Об этом весьма красноречиво свидетельствует великий Нартовский эпос. Во времена Аланско­го царства, несмотря на наличие верховного правителя, наличествовала военная демокра­тия. А после вхождения Осетии в состав России, помимо традиционных Ныхасов, многие вопросы решались народными сходами, общинными судами. Во времена революционных пертурбаций в Осетии и вовсе появился совершенно уникальный орган – Юго-Осетинский Национальный совет.
В советский период, как и по всей стране, в Южной Осетии избирались Советы народ­ных депутатов. Именно этот народный орган на своей четырнадцатой сессии двадцатого созыва 20 сентября 1990 г. принял историческое решение о преобразовании Юго-Осе­тинской автономной области в Юго-Осетинскую Демократическую Республику – предтечу международно-признанного суверенного государства Республика Южная Осетия.
Парламент РЮО стал правопреемником Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области ГССР, и, согласно Конституции РЮО, характеризуется как постоянно действующий орган Республики Южная Осетия. Эти характеристики определяют его высо­кий конституционно-правовой статус и, тем самым, широкий объем его полномочий, в том числе в деятельности по защите прав и свобод человека. Она связана, прежде всего, с реа­лизацией полномочий Парламента по принятию Конституции и законов, предусматриваю­щих права и свободы человека и юридические гарантии их защиты.
Первый состав законодателей (62 депутата) – в то время Верховный Совет Республики Южная Осетия – сформированный после всенародного голосования 9 декабря 1990 г. был разнообразен, активен, но, что самое главное – весьма решителен, оптими­стичен и плодовит. Его ядро составляли активисты «Адамон Ныхас», организации взявшей путь на самоопределение, национальную состоятельность, противодействие грузинскому национализму. Большинство лидеров «ныхасовцев» вошли в состав первого созыва законодательного собрания Южной Осетии. «Первопро­ходцы» приняли ряд документов, являющихся основополагающими для нашей государственности. Сейчас идут споры – была ли у нас тогда Конституция? Одни считают, что как таковой Конституции на тот момент не было – обосновывается это тем, что не был проведен всенародный референдум. Но, с другой стороны, Конституция была принята как рабочий документ, и ею руководствовались. Что же касается лидеров, то первым Председателем Верховного Совета был избран Торез Кулумбегов, а его заместителем – Алан Чочиев. В январе 1991 г. Кулумбегова похитили грузинские спецслужбы и год на­ходился в плену. На это время Верховный Совет возглавлял Знаур Гассиев.
Следует напомнить, уже на первой сессии ВС РЮО было принято обращение к VI съезду народных депутатов СССР, где содержалась просьба признать недействитель­ным закон Грузии об упразднении автономии Южной Осетии и о признании Юго-Осе-тин­ской Автономной Республики субъектом федерации и участником подписания нового союзного договора.
19 января 1992 г. прошел Референдум о независимости и присоединении Юж­ной Осетии к Российской Федерации. Результаты январского Референдума до сих пор явля­ются важнейшей политической составляющей при любых политических раскладах. По результатам Референдума в мае того же года был принят Акт о независимости Республики Южная Осетия – важнейший политический документ современной истории Республики. А 26 ноября на одной из последних сессий ВС было принято решение о переименовании Юго-Осетинской Советской Республики в Республику Южная Осетия.
В недрах же первого состава законодателей вызрела любопытная инициатива – переиме­новать Верховный Совет в Государственный Ныхас. Предложение депутата Кромвеля Бязарти тогда приняли с одобрением, хотя первоначальное наименование законодатель­ному органу было позже возвращено.
На первый состав законодателей пришелся и первый кризис власти. Подал в отставку То­рез Кулумбегов и на его место был избран Людвиг Чибиров. Заняв пост Председателя Вер­ховного Совета, Людвиг Алексеевич впоследствии станет и первым Президентом Респу­блики.
В марте 1994 г. состоялись вторые выборы в Верховный Совет РЮО. В него вошли 35 депутатов из Цхинвала и всех районов республики. 4 места были зарезервированы за насе­лением грузинских сел, но востребованы они не были. Новый состав законодателей в кор­не отличался от прежнего, и, прежде всего тем, что в числе депутатов не оказалось активи­стов «Адамон Ныхас». Ностальгирующий по ушедшему в небытие СССР электорат создал в Верховном Совете прочное коммунистическое ядро, к которому примкнули независимые депутаты, политически ориентированные на Людвига Чибирова. В корне изменились мето­ды и формы работы. Если первые законодатели определялись в период вооруженной агрес­сии, и им приходилось решать вопросы спасения нации, обороноспособности и государ­ственной легитимности, то новый состав депутатов свою деятельность строил уже в период перехода от конфронтации к началу процесса урегулирования и созидания. Начался процесс активного государственного строитель-ства.
Первым делом законодатели серьезно взялись за Конституцию. Была создана Конститу­ционная комиссия, а ее проект прошел всенародное обсуждение. Кроме того, второй созыв принял также законы о гражданстве, о государственной символике и другие подзаконные акты. В тот же период идет работа о переходе с парламентской формы правления на президентскую. Проведены соответственные изменения в Конституции. У этой позиции, кстати, были противники, считавшие, что нашему обществу исторически не подходит президентская форма правления.
10 ноября 1996 г. в результате всенародных выборов был избран первый Президент Республики Южная Осетия. Им стал Людвиг Чибиров, набравший 55% голосов. Вер­ховный Совет стал именоваться Парламентом, а его новым Председателем был избран Ко­ста Дзугаев.
Третьи по счету парламент-ские выборы состоялись 12 мая 1999 г. В состав Парламен­та было выбрано 29 депутатов (грузинские анклавы свою квоту опять не востребовали). 8 депутатов были от одномандатных округов Цхинвала, по три – от Цхинвальского, Дзауского, Знаурского районов, один – от Ленингорского. Казбек Челехсаты представлял «Стыр Ныхас», Сослан Тедеев – Союз молодежи, Вячеслав Гобозов и Алымбег Плиев партию «Фыдыбаста», еще семь депутатов выдвинулись во главе со Станиславом Кочиевым от Компартии. Новый председатель выбирался из представителей двух победивших на выборах партий – КП РЮО и «Фыдыбаста», Станислава Кочиева и Вячеслава Гобозова соответственно. По­беду праздновал первый, что, в какой-то мере, выглядело закономерно, поскольку коммуни­сты на выборах получили более 50% голосов.
С первых же дней велась работа над новым текстом Конституции. Постатейная работа конституционной комиссии привела к тому, что после множества компромиссов 8 апреля 2001 г. была принята третья, по сути, Конституция РЮО. Тот Парламент, кстати, устано­вил и рекорд по числу проведенных сессий и заседаний Президиума Парламента. На время третьего созыва Парламента приходятся также новые президентские выборы, на которых уверенно побеждает Эдуард Кокойты.
23 мая 2004 г. состоялись выборы в Парламент четвертого созыва. Выборы прошли по смешанной системе. Число депутатов осталось прежним – 29 человек. К началу предвы­борной гонки подошли четыре политические партии – «ветераны» парламентского движе­ния – Коммунистическая партия РЮО и социалистическая партия «Фыдыбаста», а также две молодые – Республиканская политическая партия «Единство» и Народная партия. Чис­ло партий вскоре было сокращено до трех – ЦИК отстранил от участия партию «Фыдыба­ста».


Первенствовала партия «Единство», довольно активно начав деятельность, за год превратившись в политического тяжеловеса. Председателем Парламента стал канди­дат от «Единства» Знаур Гассиев. За отведенный период Парламент данного созыва отме­тился принятием знаковых для нашей истории документов, и напомним, что на период его деятельности пришлись сразу две агрессии против Южной Осетии – в 2004 и 2008 гг. Большинство депутатов влились в отряды самообороны. Среди них были награжденные высшим военным орденом «Уацамонга». В ходе августа 2008 г. было сожжено здание Парламента, уничтожены оборудование, архивы… Некоторое время законодательное со­брание не могло нормально функционировать. Затем был выделен этаж в здании Контроль­но-счетной палаты. Пришлось изрядно потесниться, но работа была налажена, и основную плановую работу удалось завершить. И это несмотря на то, что депутатам пришлось за­ниматься несвойственными функциями – работать в комитетах по распределению гумани­тарной помощи, входить в разные комиссии по восстановлению, принимать многочис­ленные делегации. Понятно, в таких условиях проводить полноценную предвыборную кампанию было затруднительно. И то, что удалось избежать серьезных издержек, уже сле­дует воспринимать как успех.
31 мая 2009 г. в Южной Осетии состоялись выборы в республиканский Парламент пя­того созыва. Особенность этого собрания связана с тем, что новый законодательный орган избран в условиях, когда Республика получила международное признание и стала суверен­ным государством.
Впервые выборы полностью прошли по пропорциональной системе. Таким образом, формирование Парламента прошло последовательно – от мажоритарной, через смешанную, к выборам по партийным спискам. Получается, что в плане парламентского строительства в Южной Осетии уже все испробовали, есть что сравнить, чему отдать предпочтение и на чем остановиться. У каждой выборной системы есть свои плюсы и минусы, и в этих условиях следует выбирать, что именно более всего подходит для местных условий.
В Парламент пятого созыва было избрано 34 депутата. Половину из них представляла партия «Единство», 9 депутатских мест досталось Народной партии, а восемь – коммуни­стам. При распределении руководящих функций в Парламенте были отмечены некоторые особенности нового парламентаризма. В результате компромисса Председателем Парла­мента стал коммунист Станислав Кочиев, хотя партия имела в законодательном собрании меньшинство. Им же достался один парламентский комитет. Партия «Единство» заняла по­сты всех трех заместителей Председателя Парламента, плюс четыре комите­та. Оставшиеся четыре комитета возглавили представители Народной партии. Внутри Пар­ламента сформировались три фракции. Поскольку они не всегда имели единое мнение по многим вопросам, принятие консолидированных решений становилось проблемным.
Несмотря на все сложности, депутатам многое удалось осуществить. Как никогда акти­визи-ровалась межпарламентская деятельность и, прежде всего с Государственной Думой. Депутаты Парламента РЮО вошли в состав различных межпарламентских объединений и активно участвовали в их работе. Принят ряд важных законов. Была дана политико-право­вая оценка агрессии Грузии против РЮО с 2004 по 2008 годы.
Выборы в Парламент РЮО шестого созыва прошли в условиях небывалой политической активности. Впервые желание присутствовать в высшем законодательном органе выразили 15 партий, но в Парламент прошли только четыре: «Единая Осетия» (20 де­путатских мест), «Единство народа» (6 мест), Народная партия (4 места), «Ныхас» (4 ме­ста). Впервые в Парламент не прошли коммунисты. Не оказалось и представителей партии «Единство», имевшие большинство в предыдущем созыве. Председателем Парламен­та был избран лидер Республиканской политической партии «Единая Осетия» Анато­лий Бибилов. Его первым заместителем – Инал Мамиев («Единая Осетия»), заместителями – Дмитрий Тасоев («Единая Осетия») и Руслан Тедеев («Единство народа»).
Следует отметить, в связи с рядом обстоятельств состав Парламента РЮО шестого созыва подвергся заметной ротации. Прежде всего, сменился Председатель Высшего законодательного органа Республики. Анатолий Бибилов был избран Президентом РЮО и его место занял его однопартиец Петр Гассиев. Кроме того, именно этот состав Парламента принял важное решение о переходе на профессиональную основу, то есть все депутаты должны были перейти в Парламент на постоянную работу, отказавшись от трудовой деятельности в других структурах. Но были и те, кто не стал оставлять свои прежние должности. Их депутатские места заняли следующие по партийным спискам. Структурно шестой созыв был представлен девятью Комитетами и пятью Комиссиями. Таким образом, Президиум Парламента состоял из 16 депутатов.
Работа в новых условиях хоть и не сразу, но дала свои результаты. Заметно активизировалась межпарламентская деятельность, были приняты важные решения. Среди них следует особо отметить ратификацию документа исключительной важности – Договор между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о союзничестве и интеграции.
Нельзя не отметить немаловажный факт – именно этому парламентскому созыву, после острой борьбы удалось отстоять свое право вернуться в свое историческое здание – Дом Советов, восстановленное после августа 2008 г. Тогда же продолжились поиски оптимальной формы депутатских выборов. После того, как были испробованы все возможные варианты, пришли к выводу вернуться к мажоритарно-пропор-циональной системе, как более соответствующей сложившимся реалиям.
Седьмой и действующий по сей день депутатский корпус, формировался именно на такой основе. В результате 17 партийных депутатских мест разделились между «Единой Осетией» – 7 представителей, «Народной партией РЮО» – 4 представителя, партией «Ныхас» – 3 представителя, партией «Единство народа» – 2 представителя и один представитель от Компартии. Примерно такой же разброс наблюдался среди мажоритарных депутатов. Отличие от парламентского состава прежнего созыва выразилось в том, что ведущая партия – «Единая Осетия» перестала иметь подавляющее большинство, а в парламентский состав вернулись коммунисты.
За три десятка лет депутатами Парламента РЮО были более 220 человек. Народными избранниками становились люди самые достойные, пользующиеся общественным авторитетом и доверием, снискавшие гражданское уважение и признательность. Среди них были и остаются люди самые достойные – обладатели высоких научных званий, лауреатских имен, государственных наград, прочих признаков отличия. Практически все, так или иначе, напрямую причастны к защите Отечества, обретению международной признательности и суверенитета. Но прежде всего, депутаты всех созывов выполнили свой долг, полностью соответствовали статусу народного избранника, честно выполнявшего и продолжающего выполнять возложенные на него высокие общественные и государственные обязательства, признанные всецело повышать авторитет и значимость высшего законодательного органа страны. Подобная профессиональная и патриотически заостренная направленность позволит достойно подходить и праздновать все наши юбилеи.
Батрадз ХАРЕБОВ