Несмотря на проходящие переговоры на дипломатическом уровне и объявленный режим прекращения огня, в Нагорном Карабахе продолжаются артиллерийские обстрелы мирных населенных пунктов непризнанной республики, включая Степанакерт.
Как известно, уже более двух недель продолжается война между Степанакертом и Баку, в которой прежде всего страдает мирное население, однако значительные потери несут и участники боевых действий с обеих сторон. Пока стороны ведут информационную и артиллерийскую войну, обвиняя друг друга в развязывании войны и уничтожении мирных граждан, число человеческих жертв с обеих сторон продолжает расти.
Кандидат политических наук, директор Центра социально-полити-ческих исследований ЮОГУ Сослан Плиев высказал свою точку зрения о конфликте и поделился прогнозами на дальнейшее развитие ситуации.
– Сослан Муратович, каковы, на Ваш взгляд, причины вновь развязанной войны в зоне нагорно-карабахского конфликта?
– Одной из причин данного конфликта является неспособность Ильхама Алиева решить экономические проблемы своей страны в связи с новыми реалиями, связанными с ковидоистерией, на фоне которой было сильное падение цен на углеводороды. Еще недавно Азербайджан получал сверхдоходы от продажи углеводородов, а сегодня еле сводит концы с концами. И для отвлечения населения от поисков средств на хлеб насущный он решил разыграть националистическую карту Карабаха. Этим он решает несколько задач. Во-первых, поднимает свой рейтинг как национального лидера. Во-вторых, отвлекает народ от экономических проблем, переводя стрелки на внешнего врага. В-третьих, посылает на войну активную часть молодежи из народов, представляющих национальные меньшинства в Азербайджане – талышей, лезгинов и т.д. Таким образом, он лишает малые народы активных лидеров, растворяя их в войне…
– Кому из внешних игроков выгодна «разморозка» конфликта? Какова роль Турции и России в конфликте?
– Изложенная выше причина не является основной. В отличие от Алиева, есть еще заинтересованные стороны в нагорно-карабах-ском конфликте. Первый и самый явный сторонник «разморозки» конфликта – Турция во главе с Эрдоганом, который преследует несколько целей. Давайте рассмотрим их подробнее. Первая – расшатывание и так непростой ситуации на Южном Кавказе. Вторая – так как в Турцию из Закавказья проложено уже немалое количество трубопроводов для транспортировки нефти и газа из разных стран, Эрдоган хочет стать транзитной страной и влиять на политические и экономические процессы в регионе, получая сверхдоходы от транзита углеводородов. Если еще вчера практически все углеводороды Турция покупала у Российской Федерации, то сегодня поставки из России занимают только 5 место. И это несмотря на то, что Россия за свой счет проложила 3 трубопровода в Турцию. Третья, преследуемая Турцией цель – Эрдоган уже не раз заявлял о том, что он хочет расширить турецкие границы на все тюркоязычные страны, а это – Азербайджан, Туркменистан, Киргизия, Казахстан, то есть создание великого Турана. А Армения географически стоит на пути у идеи главы Турции. И все это на фоне непростой политической и экономической ситуации в России, после недавних событий с пандемией COVID-19.
Еще одним выгодополучателем являются США, в которых сложная внутриполитическая ситуация перед грядущими выборами и им нужно отвлечь население от внутриполитических процессов и параллельно выдавить российскую военную базу из Армении. Ну и, конечно, пользуясь турецкими трубопроводами, провести газ и нефть в Европу в обход России, для еще большей стагнации экономики России.
– Какова вероятность, что огонь может перекинуться за пределы Нагорного Карабаха? Что можно предпринять для прекращения войны?
– Лично я считаю, что России в срочном порядке нужно завезти на базу в Гюмри современное вооружение и специалистов, которые смогут ответить на любые вызовы в этой зоне для усиления своих позиций.
Народам Азербайджана и Армении надо осознать, что от этого конфликта выигрывают только политические элиты разных стран, которые искусственно сталкивали и сталкивают горячие головы с обеих сторон, наполняя обе страны трупами патриотов.
А Южной Осетии нужно сегодня понять, что конфликт в Карабахе – это не просто конфликт другой страны, а конфликт, который может перейти и на нас. Ведь в случае разрастания конфликта на Армению Россия в рамках ОДКБ должна будет вмещаться. Однако прямой границы у России и Армении нет. А Грузия уже показала, на чьей стороне она выступает, закрыв границу для армянских перевозчиков. Сегодня этот малый конфликт может перерасти в локальный конфликт и задеть весь Кавказский регион, а в худшем случае может быть воплощён план Бжезинского и Киссинджера по второму этапу развала Советского Союза. И в данном конфликте «наши места в первом ряду», и мы либо станем невольными наблюдателями и нас просто сметут наши южные соседи, либо мы сумеем подготовиться и сделаем все возможное для того, чтобы этому помешать хотя бы на нашей территории.
Мадина БЯЗРОВА