Восемь прорывных успехов Крыма за восемь лет в родной гавани, или Как федеральный центр вдохнул новую жизнь
в полуостров, народ которого, сказав «ДА» на референдуме, кардинально изменил свою жизнь к лучшему
В марте 2022 года исполнилось восемь лет со дня воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Напомним, 16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум по вопросу статуса и государственной принадлежности полуострова. 17 марта 2014 года Верховный совет республики провозгласил Крым суверенным государством. В документе содержалось и обращение к России – с предложением о принятии Крыма в состав России в качестве нового субъекта со статусом республики.
17 марта президент России Путин подписал указ о признании Крыма суверенным государством. А 18 марта 2014 года В. Путин, председатель Совета министров Крыма Аксенов, председатель Госсовета Крыма Константинов и глава Севастополя Чалый подписали Договор о принятии в состав России Крыма и образовании в составе РФ новых субъектов.
За восемь лет Крым при поддержке федерального центра добился потрясающих успехов в развитии практических всех отраслей.
Транспортная доступность: аэропорт, авто и железнодорожный переход через пролив
До воссоединения с Россией Крым был связан с материком железнодорожными и автомобильными путями по узкому перешейку на севере Крыма. Киев пытался блокировать транспортное сообщение – ввел запрет на железнодорожные перевозки, а националистические группировки разобрали рельсы в приграничной области. Сохранялось авиасообщение, за которое на авиакомпании налагали санкции, а цены в магазинах стали зависеть от погоды, поскольку грузы доставляли через Керченский пролив.
Преодолеть транспортную блокаду позволило строительство нового аэропорта Симферополя на 6,5 млн пассажиров в год, и строительство Крымского моста – авто и ж/д переходов через Керченский пролив.
С открытия в апреле 2018 г., новый международный аэропорт Симферополя обслужил более 22 млн пассажиров. В 2021 г. трафик существенно превысил все существовавшие ранее исторические максимумы. Весь полуостров с востока на запад теперь связывает новая трасса “Таврида”, достраиваются последний ее этап в Севастополе и подъезды к ней.
Энергобезопасность
Энергоблокада Крыма началась в ночь на 22 ноября 2015 года, когда украинские активисты подорвали опоры ЛЭП в приграничной Херсонской области, оставив без света более 2 млн жителей.
Ситуация улучшилась с запуском энергомоста с Кубани через Керченский пролив. Построены новые сети, запущены энергоблоки Балаклавской ТЭС и Таврической ТЭС. Сегодня энергосистема Крыма полностью сбалансирована и не зависит от Украины.
С 2014 г. идет строительство газовых сетей. Каждый месяц подключается новый населенный пункт. Средний уровень газификации в Крыму – 76%. До конца 2023 г. будет 83%. Прорабатывается вопрос о выделении 60 млрд руб для полной газификации до 2030 года.
Водная независимость
Построенный в 1970-е годы Северо-Крымский канал, доставлявший воду из Днепра и обеспечивавший до 90% потребностей, Украина заблокировала в мае 2014 г. Пополнявшиеся из него водохранилища и реки Крыма обмелели. В Симферополе, Ялте и Алуште вводили графики – питьевая вода населению подавалась по несколько часов в сутки, снижалось давление в трубах.
Правительство России по поручению президента Путина разработало план решения проблемы дефицита воды в Крыму на сумму более 48 млрд руб. Пробурены скважины на месторождениях, запущен новый водовод, разведаны запасы пресной воды под Азовским морем, проработано создание установок опреснения морской воды. Строятся новые водохранилища.
Реализация только этого исключила зависимость Крыма от днепровской воды. Ограничения подачи воды отменили. А после начала спецоперации российские войска вывели гидротехнический узел Северо-Крымского канала из-под контроля националистических вооруженных формирований Украины. Вода из Днепра впервые за восемь лет самотеком дошла до Крыма.
Экономический подъем
До 2014 г. Киев не вкладывал средства в развитие полуострова, существовавшая с советских времен инфраструктура разрушалась, а заработанные туризмом деньги украинский бизнес по забирал себе. Сейчас доходы крымского бюджета увеличиваются. Если в 2012 г. в пересчете на российские рубли они составляли 9 млрд, то в 2015 г. собственные доходы бюджета выросли до 25 млрд, а за 2021 г. составили 79,2 млрд. Реализуется 228 инвестпроектов, планируемый объем инвестиций превысил 226 млрд. До 2025 г. в Крым намерены привлечь 800 млрд инвестиций.
Растет экспорт. Интересует зарубежных партнеров крымская пшеница, травяной чай, сладости, мясная продукция. Инвесторы вкладываются в санаторно-курортную сферу, жилищное строительство, сельское хозяйство. В этом году будет представление резидентов первого в регионе государственного индустриального парка в Джанкое. Это возродит промышленное производство на севере Крыма. Несмотря на спад мировой экономики, власти Крыма отмечают рост на 8,4% темпов промышленного производства, что в 1,6 раза превышает показатели по РФ.
Увеличивается количество малых и средних предприятий. Зарегистрированных субъектов этого сегмента бизнеса и самозанятых на территории Крыма по состоянию на конец 2021 г. стало на 31% больше, чем в 2020 г. Выросла среднемесячная зарплата (37 113 рублей за январь – ноябрь 2021 года) и реальные денежные доходы населения.
База Черноморского флота
Севастополь после воссоединения с Россией стал не только городом федерального значения, но и вернул себе статус главной базы Черноморского флота – за восемь лет, как сообщает пресс-служба флота, получены десятки новых кораблей, катеров, подводных лодок и судов обеспечения, обновляется авиация и армейский корпус, развернуты новые комплексы береговой артиллерии по всему Крымскому полуострову.
В город переведены новые воинские части, решаются проблемы моряков – в том числе с жильем, которое получают действующие военнослужащие и вышедшие в отставку. А базирующийся в Севастополе 13-й судоремонтный завод ЧФ стал единственным на юге России предприятием, полностью закрывающим гособоронзаказ по ремонту и обслуживанию кораблей флота.
«Большая стройка»
Крым сегодня называют «большой стройкой» – ремонтируются дороги, здания, инженерная инфраструктура. Власти Крыма после воссоединения с Россией построили и ввели в эксплуатацию пять школ на 3,8 тыс. учеников и возводят еще 15 учебных заведений. Для перевозки учеников в сельской местности за восемь лет приобрели 338 школьных автобусов.
Созданы стационарные детские технопарки “Кванториум” в Евпатории и Симферополе, и мобильный технопарк. В ближайшие два года появится еще два таких технопарка в Ялте и Симферополе. В 59 общеобразовательных организациях в сельской местности и малых городах созданы центры образования естественно-научной и технологической направленностей “Точка роста”. До 2024 г. будут созданы еще 215 таких центров.
В 2014 г. доступность дошкольного образования составляла: для детей в возрасте от трех до семи лет – 42%; для детей в возрасте до трех лет – 0%. В 2022 году – 97,28% и 83,93% соответственно. Построено 38 детских садов на 8 315 мест, установлено 68 модульных зданий детских садов на 6 830 мест.
Реставрация дворцов
Реставрационные работы проведены в Ханском дворце в Бахчисарае, музее дважды Героя СССР Амет-Хана Султана, Керченской крепости, горе Митридат, «Ласточкином гнезде». Завершены работы по сохранению объекта культурного наследия “Здание Дворянского собрания” в Симферополе. Отреставрируют комплекс сооружений Воронцовского дворца, дача Стамболи, дом Айвазовского, здание Романовской гимназии, Кенасса.
Посещаемость, к примеру, «Ласточкиного гнезда» даже в условиях сложной эпидемиологической обстановки только росла. В 2019 году музей посетили порядка 35 тыс. человек, в 2021 году – более 120 тыс. С 2015 года по 2021 год общая посещаемость крымских музеев возросла на 35%.
Туристические рекорды
Турпоток в Крым после воссоединения с РФ вырос в 2,5 раза по сравнению с украинским периодом. В 2021 г. на курортах отдохнули около 9,5 млн человек – четвертое обновление рекорда за весь постсоветский период. Налоговые поступления в бюджет от туристской отрасли за 2021 г. составили 5 млрд 779,8 млн руб, что в 3,4 раза больше, чем за 2014 год (1,7 млрд руб).
С 2014 г. в Крыму строят и модернизируют туристическую инфраструктуру, разрабатывают новые туристические маршруты, благоустраивают пляжи. Количество благоустроенных пляжей увеличилось практически вдвое – с 230 в 2015 г. до 439 в прошлом сезоне. Особое внимание уделяется экологии в туризме, разрабатывается комплексная программа по внедрению электротранспорта и развитию зарядных станций.
Все больше туристов приезжает на полуостров в межсезонье. С инвесторами обсуждается создание горнолыжного курорта на плато Ай-Петри в Ялте или в районе Ангарского перевала между Симферополем и Алуштой, что позволит увеличить туристический поток в зимние месяцы на 30–40%. При этом внимание уделяется и качеству туристических услуг, чтобы у гостей оставались приятные впечатления после отдыха. Ожидается, что к 2025 году Крым ежегодно будет принимать по 10 млн туристов.
Вот таковы последствия референдума 16 марта 2014 года, кардинально изменившего жизнь крымчан.
По материалам российских СМИ