Признание геноцида осетин: от деклараций к системной работе

Власти Южной Осетии выводят вопрос геноцида осетин в 1920 г. на новый уровень, чтобы с помощью системной работы в информационной и дипломатической сфере добиться международного признания факта истребления осетин по национальному признаку. При этом руководство республики демонстрирует окончательный отказ от декларативных подходов и бесполезных призывов к покаянию, характерных для югоосетинской политической практики в предыдущие десятилетия.

На днях на заседании комиссии по увековечиванию памяти геноцида 1920 г. Президент Бибилов отметил: задача Южной Осетии не принудить Грузию к признанию, а довести до мирового сообщества наличие этого факта.
«Грузии не выгодно признавать геноцид, совершенный ею против осетин. И они на это никогда не пойдут. Но весь мир должен узнать, что в течение столетия геноцид осетинского народа замалчивался. Чтобы скрыть преступления Грузии против осетин как народа – геноцид преподносился, как классовая борьба», – подчеркнул Анатолий Бибилов.
МИД Южной Осетии поручено провести работу со всеми диаспорами и довести информацию о геноциде до властей и общественности других стран, международных организаций. Ключевую роль в этом должно сыграть масштабное информационное сопровождение, которое позволит нейтрализовать усилия грузинской дипломатии и СМИ по сохранению режима информационной блокады Южной Осетии.
«Информационное сопровождение должно быть мощным и серьезным, основываться на конкретных фактах и реальных историях», – обратил внимание президент республики.
Тема геноцида будет поднята и на площадке Женевских дискуссий, где за последние годы представители Грузии упорно стремятся представить свою страну в роли жертвы «российской оккупации», рассчитывая, что истеричные вопли о «ползучей бордеризации» смогут отвлечь внимание общественности других стран от военных преступлений и этнических чисток, совершенных грузинским государством в отношении осетин.
Напомним, что в плане признания геноцида 1920 г. параллельно будет осуществляться взаимодействие по линии законодательных органов РЮо и РФ. Как известно, в Госдуме РФ после прошлогоднего обращения парламента РЮО создана комиссия по признанию геноцида осетин в 1920 году, ее возглавляет первый замглавы думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.
Комиссия, в которую вошли представители всех фракций Думы, уже привлекла к работе представителей экспертного сообщество, историков из Академии наук России и Института истории, представителей Росархива. В ближайшее время думцы во главе с Водолацким намерены приехать в Цхинвал и проведут работу со своими югоосетинскими коллегами.
Между тем, есть еще одно перспективное направление, по которому можно добиться реальных результатов в вопросе признания геноцида 1920 года. Речь идет о Сирии, которая признала независимость Южной Осетии в 2018 году и продолжает вести независимую от Запада внешнюю политику.
Предсказуемая истеричная реакция со стороны Тбилиси вряд ли может смутить официальный Дамаск, на которого не никак не повлияло давление со стороны Турции в признании геноцида армян. Решение об этом сирийский парламент принял 13 февраля, чем вызвал положительный отклик со стороны армян во всем мире. Таким образом Сирия стала третьим в Азии, после Ливана и Кипра, государством, официально признавшим Геноцид армян.
Предыстория сирийского признания
Принятию резолюции о признании геноцида армян способствовали не только агрессивные действия турецкого лидера Эрдогана, пытающегося сохранить контроль над частью территории Сирии, но и многолетняя работа армянской общины и дипломатов. На изменение позиции сирийских властей повлияли и действия сирийских армян, поддержавших правительство Асада в борьбе против террористических группировок и иностранных интервентов. Более того, отряды армянских ополченцев принимали активное участие во всех крупных операциях на стороны сирийской армии, они отличились в ходе обороны Алеппо, а затем и при освобождении этого города.
Первым шагом в направлении признания геноцида армян можно считать заявление президента Сирии – Асада в 2014 г., когда он сравнил зверства протурецких боевиков в Сирии с уничтожением 1,5 млн армян Османской империей. Спустя несколько дней после этого в ООН заявление о геноциде армян сделал и посол Сирии.
Эксперты ожидают, что признание Дамаском геноцида армян окажет влияние на другие арабские страны. Помимо Сирии в ближайшие годы геноцид армян может признать Египет, одно из наиболее влиятельных арабских государств. В 2016 г. в парламенте Египта вынесли на обсуждение резолюцию о признании геноцида армян, а в прошлом году президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в рамках Мюнхенской конференции по безопасности заявил о том, что 100 лет назад его страна предоставила убежище армянам, спасшимся от геноцида. Заявление о признании и осуждении геноцида армян прозвучало и со стороны Ливии в лице ливийской национальной армией генерала Хафтара, которую поддерживают Россия и ряд других стран.
Как видим, армянские диаспоры и собственно Армения в работе по расширению международного признания геноцида основной акцент ставят на страны, способные проигнорировать мнение Анкары. Примерно такую же тактику следует использовать Южной Осетии, которая намерена добиваться международного признания геноцида осетин. В условиях усиливающихся тенденций по формированию многополярного миропорядка, список стран, способных вести независимую от США политику будет только расширяться, что несомненно, облегчит задачу для югоосетинской дипломатии.
Признание геноцида как средство сдерживания агрессора
Добиваясь увеличения количества стран, признавших геноцид армян, армянские диаспоры и Армения четко формулируют цели и задачи, выходящие за рамки требований о восстановлении исторической справедливости. Как подчеркнул недавно в интервью Спутник-Армения главный комиссар по делам диаспоры Заре Синанян, признание геноцида – это важнейший вопрос для армянской нации не только в плане восстановления исторической справедливости, но и национальной безопасности Армении и армянского народа.
«Страна, осуществившая геноцид, не признает этого и не извиняется. Более того, Турция держит Армению в экономической блокаде, что говорит об агрессивном настрое в отношении армян и Арме-нии. В этом контексте мы рассматриваем признание как метод сдерживания Турции, поскольку страна, совершившая геноцид и отрицающая это, может его повторить», – подчеркнул Синанян.
В случае с Южной Осетией признание геноцида точно так же будет служить эффективным противодействием в отношении новых агрессивных актов со стороны Грузии. Напротив, забвение преступлений, совершенных против осетин, с очень высокой вероятностью приведет к их повторению, как это произошло в 20 веке. Именно поэтому значимость данного вопроса для осетинского народа должны четко понимать не только власти республики, но и общественность, политические силы и осетинские общины по всему миру.
К слову в самой Грузии достаточно хорошо осознают, чем для них может грозить признание геноцида осетин. Об этом можно судить по бурной реакции грузинских политиков и экспертов после прошлогодних заявлений В. Путина, чьи слова о геноциде осетин произвели в Грузии эффект разорвавшейся бомбы. Наиболее точную и откровенную оценку возможным последствиям признания геноцида осетин дал лидер Лейбористской партии Грузии, небезызвестный Шалва Нателашвили. Он призвал политические силы Грузии совместно отреагировать на действия России в этом вопросе.
«Если на фоне нашей пассивности Кремлю удастся это актуализировать, поверьте, мы входим в такую опасную фазу, что не сможем восстановить территориальную целостность, даже если в будущем заполучим ядерное оружие», – подчеркнул Нателашвили.
С учетом подобных красноречивых признаний со стороны грузинских политиков, задача по международному признанию геноцида осетинского народа действительно должна стать общенациональной задачей, причем не для одного, а многих поколений осетин по всему миру. Соответственно возникает необходимость в создании специальный общеосетинской организации, деятельность которой будет сосредоточена исключительно на проблематике признания геноцида осетин.
Эффективность такого подхода давно опробовали армяне, в свое время создавшие целую сеть комитетов «Ай дата» (в переводе с армянского «Армянский суд») во многих странах мира. На этой неделе, с 24 по 28 февраля в Армении прошел очередной форум комитетов «Ай дата», в ходе которого были подведены итоги работы по признанию геноцида и обозначены приоритетные направления деятельности. Думается, есть целесообразность более широкого использования наработанного другими полезного опыта.
А. ТЕДЕЕВ