В фонетической системе языка есть такое понятие как палатализация – это смягчение согласных, возникающее в результате поднятия средней спинки языка к твёрдому нёбу. И от этого в обиход вошло слово «палатализация», обозначающее смягчение, применяющееся в разных ситуациях и жизненных оказиях, почти на все случаи жизни.
Именно в таком определении это явление в последнее время, а если точнее, с начала 1990-х годов, распространилось в трансформированном виде применительно к правонарушениям и преступлениям. Речь идет о том, что при совершении преступлений и правонарушений определенная часть нашего общества, особенно в социальных сетях, превращается в заступников и адвокатов лиц, преступивших закон.
Обратить внимание на этот, безобидный на первый взгляд, момент вынудил недавний инцидент, когда наряд УГИБДД Южной Осетии преследовал по улицам Цхинвала автовладельца, который управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Надо отметить, такой остросюжетной погони на улицах Цхинвала не было давно. Несмотря на требования экипажа УГИБДД остановиться, автовладелец не выполнил законные требования и продолжал уходить от погони на бешеной скорости. Нештатная ситуация едва не привела к трагическому случаю, однако все обошлось, а сам виновник чрезвычайного происшествия явился с повинной в правоохранительные органы.
По следам происшествия в социальных сетях развернулась бурная дискуссия. Особо витийствовал один из пользователей, возложив всю ответственность на происшедшее (фактически обвинив в несчастном случае) на экипаж УГИБДД, который, якобы, не имел права преследовать автовладельца. Он, правда, отметил – автовладелец виноват, что управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, но обвинил экипаж УГИБДД в преследовании автовладельца, что якобы и привело к несчастному случаю. Фактически УГИБДД оказалось обвиненным в выполнении профессиональных обязанностей, в выполнении норм закона! По словам пользователя соцсети, автоинспекторам НЕ СЛЕДОВАЛО ПРЕСЛЕДОВАТЬ автовладельца. Следуя этой ущербной логике, не следует преследовать убийцу или маньяка, так как преследование может привести к трагическим случаям.
Палатализация преступлений и правонарушений стала распространенным явлением в нашем обществе, что грозит масштабным правовым нигилизмом, чреватым катастрофическими последствиями для общества и государства. Нивелирование (сглаживание) правонарушений приняло такие обширные формы, что виновник любого трагического случая или происшествия предстает перед нами уже в образе жертвы, пострадавшего, но не как прямой виновник инцидента.
А ведь в упомянутом случае автовладельцу следовало просто выполнить законные требования экипажа УГИБДД и остановиться, что позволило бы избежать несчастного случая. Мы далеки от мысли обрушить громы и молнии на виновника ЧП, в конце концов, он явился с повинной, осознав тяжесть совершенного им нарушения. А еще лучше – не следует управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения!
Любое правонарушение или преступление вызывает у части общества массовую истерию по смягчению совершенного преступления, оправданию виновного. Стоит органам правопорядка наводить порядок в какой-то сфере, так начинаются вопли: «Делать им нечего», «Других проблем нет?», «Пусть занимаются настоящими делами» и так далее.
В то же время в нашем обществе велик запрос на наведение порядка. Так как же быть? Органы правопорядка во всех случаях оказываются между Сциллой и Харибдой, под огнем критики – и при недостаточных действиях по наведению порядка, и при выполнении служебных обязанностей.
Это свидетельствует об укоренившемся в нашем обществе правовом нигилизме, когда нормы права напрочь отрицаются, идет смягчение преступлений и правонарушений, делается акцент на их незначительности. Между тем, правонарушение, когда на него отсутствует жесткая реакция, со временем трансформируется в преступление. Это императив, основанный на хорошем знании человеческой психологии, позволяющей себя чувствовать безнаказанно в случае, если правонарушение сойдет с рук.
Люди привыкли к безответственности и разгильдяйству. И конечно, любое ограничение, даже если оно в рамках закона, встречается в штыки. Легко высыпать на тротуар грузовик песчано-гравий-ной смеси, (или захламив территорию вышедшими из строя автомобилями) загородив пешеходам дорогу, из-за чего они вынуждены выходить на проезжую часть, а потом стенать от «жестокости» правоохранительных органов, «мешающих» бедному человеку строить дом. И в то же время, каждый хочет порядка в обществе. Но мало кто хочет порядка придерживаться сам, много желающих, чтобы закон соблюдали другие.
Не хочется верить, что это масштабная политика по внедрению правового нигилизма. Скорее имеет место быть общая безответственность, вызванная известными причинами с начала 1990-х годов. Люди отвыкли от ПРАВА и ЗАКОНА. Мнимая свобода вскружила головы многим, абсолютно не считаясь с тем, что эта «свобода» начинает нарушать законные права и интересы добропорядочных граждан.
Правовой нигилизм – отрицание права как социального института и системы правил поведения, как элемента успешного регулирования взаимоотношений между людьми. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы и общества.
Все наши проблемы имеют в корне правовой нигилизм. Преодолеть его – сложная, но выполнимая задача. Это комплекс задач, решаемый учебными заведениями, семьей, и конечно – правоохранительными органами, которые исправят любые упущения в воспитании любого распоясавшегося индивида. Главное, чтобы им не мешали.
И здесь, на наш взгляд, в Южной Осетии следует реанимировать общество «Знание», которое успешно функционировало в советское время, и пропагандировало правовые, политические и научные знания.
Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений и преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.
Что же касается правового нигилизма, о его пагубном влиянии на государство точно сказал известный российский юрист Сергей Алексеев:
«О правовом нигилизме много говорят на самом высоком уровне, а я бы сказал жестче: мы сталкиваемся с тотальной недооценкой права. Именно с этим связаны все трудности, переживаемые нашим обществом. Стремление произвольно перекраивать существующую юридическую систему, манипулирование правовой материей приводят к крупным политическим и социально-экономическим просчетам, а то и к катастрофическим последствиям».