Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов ответил на вопросы корреспондента телеканала «Россия 24»
– Анатолий Ильич, здравствуйте. Грузинский пост в районе села Уиста – это уже данность или существует возможность добиться того, чтобы его оттуда убрали? Судя по фотографиям, пост неплохо укреплен.
– Я бы сказал, не возможность, а есть большая необходимость его убирать. В первую очередь, потому что, по словам грузинских политиков, этот пост им нужен для того, чтобы они защищали какое-то свое село, которое находится в 4 км. Тогда, как этот пост непосредственно стоит в сотне метров от осетинского села Уиста, не то что возможность, а есть необходимость его убрать, потому что это действительно создает серьезную напряженность что в этом селе, что в районе, что в республике в целом.
– Анатолий Ильич, объясните пожалуйста, или может быть от грузинской стороны Вам удалось услышать некое объяснение. 11 лет этот участок границы грузинскую сторону не интересовал. И вот спустя 11 лет появился какой-то интерес. Заговорили о том, что им необходимо защитить свое село. С чем это связано? Как Вы это объясняете? Политической подоплекой, или может быть, есть какой-то экономический интерес Грузии к этому району в целом?
– Ну, я бы больше сказал, интерес Грузии к Южной Осетии еще не пропал. И я думаю, в ближайшее время, пока не изменятся политическая ситуация и политические ориентиры грузинских политиков, вряд ли будет изменение отношения к Южной Осетии, да и, в принципе, к России. Что касается самого поста, то на самом деле внятного ответа переговорщики, которые были на МПРИ, не могут озвучить.
Кулуарно же они подчеркивают, что это политическое решение и этот пост невозможно убрать. Все-таки я склоняюсь к политическим мотивам выставления поста, потому что на сегодняшний день, исходя из того политического кризиса, который есть в Грузии, конечно же, надо отвлечь население Грузии и, скажем так, изобразить врага извне. Мы прекрасно понимаем, что за всю историю этих взаимоотношений, когда внутри Грузии были политические страсти, то это всегда отражалось на границе Южной Осетии. Это было постоянно. И в данном случае кроме политической подоплеки я ничего не вижу.
– Анатолий Ильич, расскажите пожалуйста, а вот то, что касается югоосетинской стороны и этого села Уиста, сейчас там что: застава погранвойск расположена, какие-то усилены посты?
– Эта часть территории и та часть границы, где на уровне МПРИ была договоренность, чтобы не напрягать там обстановку до тех пор, пока когда-то мы не сядем за стол переговоров и когда-то не проведем точную демаркацию и делимитацию границы. Эта граница в принципе обозначена на картах, как Вы и говорили, Советского Союза, четко и внятно. То есть она проходит по хребту, и это территория Южной Осетии. Грузинская сторона это прекрасно понимает, но, к сожалению, реалии таковы. И интерес к этому возник не знаю почему и для чего, но такое, скажем так, джентльменское соглашение было, чтобы не трогали те участки, которые вызывают определенные споры. Есть еще несколько участков, но в данном случае это чистейшая провокация для эскалации напряженности.
Вполне допускаю, что с такими далеко идущими планами можно вызвать серьезную эскалацию, может быть, даже до вооруженного столкновения, обвинить, как всегда, юго-осетинскую и российскую стороны . И потом уже, может быть, сделать шаги, чтобы разместить американские или европейские вооруженные силы на территории Грузии. То есть, в любом случае, это сопряжено с далеко идущими планами, которые, скорее всего, и я в этом убежден, рисуются, конечно же, не в Тбилиси, а далеко за его пределами.
– Анатолий Ильич, а жители села чувствуют себя в безопасности?
– Конечно же, мы туда ввели нашу Пограничную службу, более того хочу сказать, что европейцы, когда рабочая встреча была именно там, на этом участке, они встречались с людьми. Люди выразили свою серьезную озабоченность, но, к сожалению, не нашли понимания у европейцев, в том числе у ООН и Евросоюза. На сегодняшний день населенный пункт полностью под контролем, Пограничная служба несет службу в этой деревне, безопасности граждан ничего не угрожает, но этот пост, нависший справа от села, конечно же, вызывает у них определенную тревогу.
– Анатолий Ильич, спасибо большое, что нашли время быть у нас в эфире. Спасибо.