После признания геноцида можно говорить и о наказании

«Действия Грузии в отношении Южной Осетии являлись способом достижения различных целей уничтожения нации. И по всем уголовно – правовым нормам геноцид – это тяжкое преступление», – заявила на международной научно-практической конференции и. о. заведующей кафедрой уголовного права ЮОГУ имени А. А. Тибилова, старший преподаватель Карина Цховребова, выступив с темой «К вопросу о геноциде южных осетин в аспекте международного права».

«Как известно, Южная Осетия в августе 2008 года обрела статус признанного независимого государства. Однако данные обстоятельства не должны предавать забвению тему исследования геноцида осетин, или отодвигать ее на второй план», – сказала она.
Напротив, обретение статуса международно-признанного государства открывает новые возможности во весь голос заявить о чинившемся на протяжении десятилетий фактическом терроре в отношении южной ветви осетинского народа. Карина Цховребова объяснила термин геноцид с правовой точки зрения. 9 декабря 1948 года ООН одобрила «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него». Она добавила, что этот важнейший документ признал геноцид преступлением, который нарушает нормы международного права, и ООН призвала государства, которые подписали конвенцию, принимать жесткие меры по его предупреждению, вплоть до применения карательных мер за его совершение.
Таким образом, геноцид признан мировым сообществом тягчайшим преступлением перед человечеством. Вторым документом стала резолюция 2391 Генассамблеи ООН «Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества».
«Любое наказуемое уголовное деяние имеет срок давности. Поэтому конвенция приняла резолюцию, чтобы к военным преступлениям против человечества, образующих геноцид, не применялся срок давности», – заметила Цховребова.
Она отметила, что данное социальное явление повторно коснулось Южной Осетии после распада СССР в декабре 1991 года. В ответ на мирно выраженную волю народа Южной Осетии следовать нормам и требованиям действующего на тот период законодательства СССР и стремление Южной Осетии сохранить свое нахождение в составе СССР руководство Грузии в январе 1991 года развернуло вторую по счету в XX веке широкомасштабную вооруженную агрессию против Южной Осетии.
«С приходом к власти Грузии Саакашвили, в 2004 году военно политическая ситуация резко ухудшилась. Милитаризируя зону конфликта в ущерб вопросам безопасности и стабильности в регионе под надуманным предлогом борьбы с контрабандой, грузинские власти с 2004 года стали планомерно осуществлять транспортную и продовольственную блокаду Южной Осетии», – сказала юрист.
Нарушая достигнутые в ходе миротворческого процесса соглашения, грузинские силовые структуры незаконно устанавливали в зоне конфликта блокпосты, систематически открывали огонь из артиллерийского и стрелкового оружия по Цхинвалу и другим осетинским населенным пунктам. Приход к власти М. Саакашвили был ознаменован и нарушением всех достигнутых договоренностей, когда был взят курс на достижение своих целей в грузино-осетинском конфликте при помощи военной силы. С этой целью ему необходимо было разрушить СКК, в которой Грузия видела главное препятствие к развязыванию войны и, к сожалению, осуществила коварный замысел в августе 2008 года.
С 2004 по август 2008 года правоохранительными органами республики возбуждено 166 многоэпизодных уголовных дел, связанных с преступлениями представителей силовых ведомств Грузии в отношении населения Южной Осетии. «Таким образом, в 2004-2008 годах Грузия совершила военное преступление в понимании римского статута устава международного уголовного суда, к ним относятся умышленное убийство, применение запрещенных средств и методов ведения войны, пытки, бесчеловечное обращение, вероломное использование эмблем Красного Креста, бессмысленное разрушение городов и других населенных пунктов, уничтожение культурных ценностей и многое другое», – перечислила старший преподаватель.
«Действия Грузии входят в грубейшее противоречие с нормами международного права, в том числе и гуманитарного. Попирают множество международных конвенций, деклараций, касающихся прав человека как в мирное, так и в военное время. Сегодня совершенно справедливо можно утверждать, что признание Южной Осетии Российской Федерацией – логическое завершение принуждения агрессора к миру и надежная гарантия от не повторения геноцида южных осетин», – завершила выступление Карина Цховребова.

Для начала нужно признать геноцид
После окончания конференции, Цховребова ответила на наши вопросы.
– Какими правовыми механизмами можно привлечь организаторов и участников геноцида осетин в 1920-2008 годах?
– Как известно, именно военные преступления и геноцид не имеют срока давности. Чтобы виновные в зверских преступлениях против южных осетин понесли соответствующие наказания, в первую очередь необходимо признание геноцида.
– Возможно ли добиться ареста виновных лиц в геноциде при их появлении на территориях дружественных нам государств?
– На сегодня уже есть 166 возбужденных уголовных дел. Если будут установлены личности, которые виновны в совершении преступлений, их должны привлечь к уголовной ответственности. Для этого есть Интерпол, международный розыск и другие соответствующие организации.

Антонина САНАКОЕВА