/ПОСЛАНИЕ Президента Республики Южная Осетия А.И. Бибилова к народу и Парламенту Республики Южная Осетия о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства

ПОСЛАНИЕ Президента Республики Южная Осетия А.И. Бибилова к народу и Парламенту Республики Южная Осетия о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства

В соответствии с пунктом 19 статьи 50 Конституции Республики Южная Осетия, в Послании главы государства рассматривается положение в стране, ключевые направления внешней и внутренней политики государства, социального блока, обороноспособности и поддержания правопорядка.

Уважаемые граждане Республики!
Уважаемые депутаты Парламента!
Уважаемые члены Правительства!
Уважаемые приглашённые и представители средств массовой информации!

Реализуя предоставленные мне народом Республики полномочия Президента, в соответствии с п.19 ст. 50 Конституции Республики Южная Осетия обращаюсь к вам с Посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.
Стоящие перед нами проблемы, их природа и характер таковы, что это свое послание приходится начинать с обращения к позициям глобальной повестки. Вызовы и угрозы сегодняшнего дня затрагивают все страны, все государства, в том числе и Южную Осетию. Как и другие страны мира, наша Республика проходит через очень непростой период.
Распространение новой коронавирусной инфекции, охватившее всю планету и переросшее в пандемию, стало главным вызовом минувшего года и продолжает во многом определять текущую повестку. По всему миру пандемия унесла уже более трех с половиной миллионов жизней, повлекла лавинообразное обострение системных проблем — экономических, социальных, политических.
Ситуацию в мире характеризует нарастающая нестабильность и все меньшая предсказуемость. Давние разногласия, споры, напряженные отношения между государствами переходят в острую конфликтную стадию. Вспыхнула целая серия серьезных международных вооруженных конфликтов. Многие страны захлестнула волна внутриполитических протестов и столкновений. Нанесен огромный ущерб мировой экономике.
Все эти сложнейшие проблемы сказались даже на странах, имеющих развитые системы здравоохранения, обладающих самыми современными медицинскими и фармацевтическими супертехнологиями, считающихся примером постиндустриального прогресса, воплощением экономической мощи и продуманного, сложившегося на протяжении столетий устойчивого политического устройства, казавшегося таким непоколебимым.

Для нашей Республики распространение пандемического заболевания, с которым оказались не в состоянии эффективно бороться даже многие крупные страны, явилось в высшей степени опасной угрозой. На момент распространения пандемической инфекции мировая наука не могла предложить ни надежно апробированных средств, ни протокола лечения, ни комплекса действенных рекомендаций по противодействию распространению коронавируса. Как и в подавляющем большинстве стран, к противостоянию с коронавирусом не были готовы в необходимой степени наши медицинские учреждения и врачи.
Принимая во внимание крайне высокий уровень опасности новой коронавирусной инфекции и масштаб угрозы для населения, Правительством было выбрано единственно верное решение – ввести карантинные меры и максимально ограничить перемещение людей через границы республики.
Правительство работало в режиме оперативного штаба. Был установлен санитарный контроль на границе, организованы регистрация и наблюдение граждан, прибывших из-за пределов страны. В кратчайшие сроки были разработаны планы действий и проведено перепрофилирование имеющегося коечного фонда.
Проводилось эпидемиологическое расследование по каждому случаю выявления COVID-19.
Ход событий показал, что это были решения, абсолютно адекватные сложившейся ситуации. В отличие от многих стран мы не стали следовать шаблонным рекомендациям, которые включали всеобщий локдаун, комендантский час, полное закрытие всех предприятий и другие сверхжесткие ограничения.
Предпринятые нами шаги по карантинным ограничениям для лиц, прибывающих в Республику, были мерой, пропорциональной угрозе быстрого распространения коронавируса, которое неизбежно привело бы к обвальному положению и катастрофе в медицинских учреждениях, не рассчитанных на одновременный прием нескольких тысяч больных.
Однако благодаря принятым мерам мы смогли выиграть время и использовать его для подготовки медицинских учреждений к борьбе с коронавирусом. Прошли соответствующую подготовку медработники, был проработан протокол лечения, подготовлены площади и места в медучреждениях.
Действенность предпринятых мер позволила в сентябре, вслед за сезонным сокращением количества пересечений государственной границы, снять карантинные ограничения по въезду на территорию Республики Южная Осетия из Российской Федерации.
Последовавшую вспышку заболеваемости удалось сдержать и взять под контроль, как благодаря усилиям и самоотверженности наших медицинских работников, так и благодаря братской помощи со стороны России.
По обращению Южной Осетии из Российской Федерации в Республику были направлены военные медики для развертывания полевого госпиталя, а также группы специалистов для совместной оценки, организации профилактики, обучения медицинской помощи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и для оказания медицинской помощи в медицинском стационаре.
С учетом обмена опытом и информацией с российскими коллегами постоянно совершенствовались протоколы лечения больных коронавирусной инфекцией. Был усилен режим наблюдения за состоянием здоровья школьников. Продлевались школьные каникулы. В школах использовались технологии дистанционного обучения.
Был проведен комплекс мероприятий по доработке и дооборудованию медицинской инфраструктуры, прежде всего – в том, что касается компенсации дыхательной недостаточности у больных с помощью различного медицинского кислородного оборудования.
На сегодняшний день в Республиканском многопрофильном медицинском центре в Цхинвале сформирована полноценная служба кислородного обеспечения, включающая станцию, генерирующую медицинский кислород в необходимых для потребностей больницы количествах, резервуар для хранения жидкого кислорода и газификатор для подачи в распределительную кислородную сеть.
Разумеется, что всё, что было перечислено, это нужные, необходимые и важные мероприятия. Однако следует особенно отметить — в борьбе с коронавирусом ярко проявились черты, присущие нашему народу – неравнодушие, мужество и самоотверженность, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
От имени Республики, от имени народа Южной Осетии приношу самую глубокую благодарность всем этим людям – нашим медицинским работникам, российским военным медикам, специалистам – врачам, вирусологам, оказывавшим экспертную помощь. Отдельно хочу отметить благородный подвиг волонтеров, вместе с медиками работавших в красной зоне, а также вклад наших соотечественников, направлявших гуманитарную помощь в республику, всех неравнодушных граждан.
Выражаю самую глубокую признательность им всем за самоотверженность, за готовность не щадя себя, прийти на помощь ради спасения жизней. Благодарю за то, что они сделали и продолжают делать чтобы спасать людей, не отступая перед серьезным риском для собственного здоровья и в условиях запредельных нагрузок. Это проявление подлинного патриотизма и чувства гражданственности, настоящий пример ответственности, мужества и подлинного благородства.
Сегодня, зная об опыте развития ситуации во многих других странах, можно сказать с абсолютной уверенностью – потерь человеческих жизней в нашей Республике могло было быть намного больше без самоотверженной работы людей в «красной зоне», без соответствующих организационных мероприятий наших учреждений и ведомств.
Безусловно, самой высокой наградой для человека в подобных случаях является уже само осознание, что благодаря его усилиям, героизму и самоотверженности удалось спасти жизни людей. Эти люди все без исключения остались безмерно благодарны всем, кто пришел им на помощь.
Вместе с тем считаю, что эти многочисленные примеры подлинно подвижнической борьбы с этой коварной инфекцией, борьбы, которую люди вели, несмотря на очевидный и самый серьезный риск для собственного здоровья, они заслуживают высокого признания государства.
Все они будут отмечены недавно учрежденной специальной государственной наградой Республики Южная Осетия – медалью «За борьбу с пандемией», которая практически соотносится с наградами за участие в боевых действиях по защите Отечества.
Поручаю Министерству здравоохранения представить всех медработников и волонтеров, работавших в «красной зоне» к государст-венным наградам. Администрации Президента поручается обеспечить награждение в соответствии с представленными списками ко Дню медицинского работника.
Уважаемые коллеги!
Несмотря на в целом успешные действия исполнительной власти по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции,в стране вслед за усилением угрозы пандемического взрыва обострилась и внутриполитическая ситуация.
Недовольство части населения карантинными ограничениями было использовано оппозиционными депутатами Парламента как повод для предъявления различных претензий исполнительной власти, руководству республики.
Не могу не отметить, что, настаивая на отказе от принятых мер по защите населения от коронавирусной инфекции, представители определенной части оппозиции в составе депутатского корпуса проявили не только полное непонимание всей серьезности пандемической угрозы, но и прямое пренебрежение здоровьем и безопасностью жителей республики.
В дальнейшем в качестве повода для усиления давления на исполнительную власть стали использоваться обвинения в недостаточной эффективности расследования по делу о гибели Инала Джабиева, хотя правоохранительными органами были задействованы все необходимые механизмы следственной работы. От исполнения должностных обязанностей был отстранен министр внутренних дел Игорь Георгиевич Наниев.
Однако все это не удовлетворило оппонентов. В конечном итоге – Председатель Правительства Эрик Георгиевич Пухаев подал в отставку.
Оппозиционные силы в ультимативной форме потребовали также отправить в отставку Генерального прокурора Урузмага Фридоновича Джагаева. На полгода была парализована работа Парламента, что нанесло колоссальный ущерб интересам Республики и народа.
Скажу откровенно – я глубоко сожалею, что основываясь на мнении части депутатского корпуса, принял отставку Правительства. Подобные решения нельзя принимать поспешно, они требуют серьезного анализа, детальной проработки, просчета всех возможных и порою очень опасных, последствий.
Напомню участникам политического процесса, что Республика Южная Осетия была создана, развивалась и ныне существует как правовое государство. Среди важнейших принципов правового подхода к политической сфере – неприемлемость бездоказательных обвинений, огульного шельмования неугодных лиц, в том числе руководства и сотрудников правоохранительных структур.
Допускаю, что не все адекватно понимают сущность правового государства, предназначение и функции государственной власти. Возможно, это связано с проблемой политической зрелости, вернее — её отсутствия. И если это еще можно как-то понять, то совершенно недопустимы ангажированность и цинизм, когда дело касается жизненных интересов граждан, нашего народа и государственности.
Пока же мы видим, что была создана серьезнейшая угроза кризиса для нормального функционирования государственных институтов, преодоление которой потребовало экстраординарных мер.
Уважаемые коллеги!
Минувший год был отмечен целой серией международных событий, в той или иной степени влияющих и на положение нашей республики. Внешние силы планомерно наращивают давление на стратегического партнера и союзника — Россию. Усиливаются попытки раскачать ситуацию в странах СНГ, радикально изменить вектор их развития, встроить в чуждую им систему ценностей и оторвать от России.
Не могут не вызывать неприятие и крайнее возмущение участившиеся и все более наглые попытки исказить исторические факты, поставить на одну доску СССР и гитлеровскую Германию, поставить под сомнение приоритет советского народа-победителя в разгроме фашизма.
Наряду с идеологической агрессией и всевозможными провокациями, быстрыми темпами наращивается и продвигается военное присутствие стран Северо-Атлан-тического военного альянса в непосредственной и опасной близости от российского приграничья.
Очевидно стремление антироссийских сил превратить постсоветское пространство на рубежах России в дугу постоянной напряженности. Этими силами предпринимаются всё новые и новые шаги, направленные на разморозку давних конфликтов и разжигание новых. Усиливается напряженность вокруг Приднестровья. О своих растущих геополитических амбициях заявляют и крупные региональные державы.

Серьезнейшим вызовом для мира стало возобновление вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе – для XXI века просто беспрецедентное по интенсивности, вовлечённости третьих сил и людским потерям сторон. Карабахская война самым серьёзным образом отразилась на конфигурации безопасности в Закавказье. Самую серьёзную обеспокоенность вызывает ситуация вокруг республик Донбасса.
Республика Южная Осетия расположена на стыке геополитических платформ, причем в одном из беспокойных регионов. Совершенно очевидно, что происходящее в мире, дестабилизация в Закавказском регионе и шире – у российских границ на огромной протяженности — непосредственно проецируется и на безопасность Республики Южная Осетия.
Война в Нагорном Карабахе, обострение ситуации вокруг Донецкой и Луганской республик, рост напряженности в глобальном масштабе, -вновь пробудили в Грузии реваншистские устремления. Практически единственным сдерживающим фактором для возникновения нового кризиса было и остается российское присутствие.
Российское миротворчество – это действительно самый эффективный ресурс мира не только для постсоветского пространства, но и для более удаленных регионов.
Россия принудила к миру агрессора, вторгшегося в Южную Осетию в 2008 году.
Именно усилия Российской Федерации фактически вывели Сирию из кошмара навязанной внешними силами гражданской войны, предотвратили масштабную интервенцию стран западного блока по ливийскому сценарию.
И вот уже в 2020 году Россия сыграла ключевую роль в прекращении новой войны в Нагорном Карабахе, вновь продемонстрировав свою роль в качестве гаранта мира.
Сегодня усилия Российской Федерации сдерживают агрессивные амбиции тех сил в Украине, которые стремятся к силовому решению по Луганской и Донецкой народным республикам.
Тем не менее общая ситуация характеризуется высоким уровнем международной напряжённости, повышением рисков и нарастанием угрозы новых вооруженных конфликтов, которые могут так или иначе отразиться и на положении нашей Республики.
Все это определяет необходимость повышенного внимания к сфере безопасности, повышения эффективности и мобилизации системы государственной власти и управления, консолидации нашего общества и преодоления внутренних разногласий.
Уважаемые коллеги!
Сознавая невозможность достичь своих захватнических целей силовым путем, Грузия провоцирует эскалацию напряженности на границе, ведет активную работу по дискредитации Южной Осетии и Абха-зии, пытаясь представить обе республики через призму своей пропаганды на каждой международной трибуне, прилагает все усилия для реализации политики непризнания и создания максимально некомфортных внешнеполитических условий для двух наших стран.
Просто удивительно, что даже понимая всю абсурдность и политизированную окраску навязываемых Грузией беззастенчивых измышлений, «коллективный Запад» принимает их во внимание, рассматривая противодействие продвижению позиций Южной Осетии и Абхазии как элемент политики по «сдерживанию России».
Противодействие попыткам Грузии установить международную изоляцию Южной Осетии и продолжать дезинформацию международного сообщества по-прежнему остается одним из важнейших направлений нашей внешней политики. Это важные задачи нашего внешнеполитического ведомства и представителей Республики в Женевских международных дискуссиях.
Ключевым вопросом Женевских дискуссий по-прежнему остаётся подписание с Грузией юридически обязывающего документа о неприменении силы Грузией в отношении Южной Осетии и Абхазии.
В числе постоянных пунктов женевской повестки остаются проблемы безопасности на осетино-грузинской границе. В то же время формат Женевских дискуссий – уникальная площадка, создавшая возможность транслировать наши позиции по широкому спектру вопросов и прямой канал связи с международными организациями и представителями зарубежных стран.
Югоосетинские участники женевских консультаций стремятся полностью использовать данные возможности и доводить до представителей международного сообщества информацию о совершенных Грузией преступлениях в отношении осетинского народа.
Мы настроены на продолжение активной внешнеполитической деятельности по всем возможным направлениям. Главным из них является всестороннее развитие интеграции и сотрудничества с Российской Федерацией.
Югоосетино-российские контакты развиваются на различных уровнях, от высокого политического уровня вплоть до учреждений образования и культуры и хозяйствующих субъектов.
Отмечу успешное развитие отношений с субъектами Российской Федерации. Все это имеет большое значение для развития Республики.
Республика Южная Осетия поддерживает отношения со всеми признавшими ее государствами. Активно развиваются отношения с Сирийской Арабской Республикой.
Прямо сейчас делегация Юж-ной Осетии во главе с Председателем Парламента Аланом Сергеевичем Тадтаевым находится в Дамаске для участия в мониторинге на президентских выборах в качестве международных наблюдателей.
Запланированы также встречи на высоком уровне с сирийскими парламентариями и руководством ведущей политической партии БААС.
Следует отметить успешное развитие межпарламентских и межпартийных контактов с сирийскими друзьями, наработки по экономическому сотрудничеству. В настоящее время идет активная работа по открытию посольства нашей Республики в Сирийской Арабской Республике, уже в обозримом будущем флаг Южной Осетии будет поднят над дипломатическим представительством в столице Сирии Дамаске.
У Республики есть перспективные наработки по продвижению контактов в ближневосточном регионе, и в этой связи обращаем внимание Министерства иностранных дел на необходимость учесть возрастающую потребность республики в дипломатических кадрах со знанием не только европейских, но и восточных языков. Следует настоятельно ориентировать на соответствующую языковую специализацию абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения по направлению МИД Республики Юж-ная Осетия.
Уважаемые коллеги!
В Южной Осетии учитывают опыт прошлых лет и минувших столетий, знают о неоднократно продемонстрированной склонности грузинских властей к милитаристским авантюрам, об их пренебрежении к общепринятым нормам цивилизованных отношений между нациями и народами. В силу этих обстоятельств обеспечение и укрепление обороноспособности было и остается одним из важнейших приоритетов нашей государственности.
Мы постоянно работаем над повышением уровня боевой подготовки наших военных, над развитием инфраструктуры Минобороны Республики.
Министерство обороны Республики придает большое значение и активно занимается отработкой взаимодействия с российскими военными.
Координация и взаимодейст-вие югоосетинских и российских военнослужащих, способствуя формированию боевого содружества, призваны обеспечить оперативное и точное реагирование в случае военной угрозы. Приятно отметить, что наши военнослужащие, сотрудники силовых структур демонстрируют на международных конкурсах прекрасную боевую и физическую подготовку, высокий уровень владения боевой техникой и вооружением.
Нами принимаются меры для повышения уровня материального и иных видов обеспечения военнослужащих, их правовой и социальной защиты. Важным шагом в этом направлении стало подписание соглашения между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о порядке исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет военнослужащим, а также для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет при исчислении пенсии.
Отмечу также, что с января 2021 года осуществляются ежемесячные денежные выплаты лицам, проходившим службу в составе осетинского батальона Смешанных сил по поддержанию мира, который нес службу в зоне грузино-осетинского конфликта с 1992 по 2008 год.
В то же время, принимая во внимание складывающиеся геополитические и военные реалии, мы все прекрасно понимаем, что важнейшим и самым действенным сдерживающим фактором для потенциального агрессора является наш нерушимый союз с Российской Федерацией, которая играет главную роль в обеспечении оборонной безопасности Южной Осетии.
Размещение 4‑й Гвардейской военной базы Российской Федерации на территории Республики, объединение пространства безопасности Южной Осетии и Российской Федерации в соответствии с Договором о союзничестве и интеграции, подписанном 18 марта 2015 года являются отрезвляющим фактором для потенциального противника, мечтающего о реванше за катастрофическое крушение своих наполеоновских планов в августе 2008 года.
Уважаемые коллеги!
Общественный порядок и спокойствие граждан в нашей стране обеспечиваются на должном уровне благодаря работе Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, других служб. С удовлетворением следует отметить, что количество особо тяжких преступлений стабильно снижается. Правоохранительные органы уверенно обеспечивают контроль ситуации. В Южной Осетии законопослушные граждане могут спокойно жить и трудиться, не опасаясь за собственную безопасность.
Однако я не могу обойти имевший место факт, буквально взорвавший спокойствие нашего народа и продолжающий оставаться в поле общественного внимания по настоящее время.
Я имею в виду буквально вопиющий случай – гибель Инала Джабиева. Из-за чьих-то преступных действий была брошена грязная тень на милицию, посыпались обвинения в адрес прокуратуры, правительства. Это преступление никому не должно сойти с рук. Уверен, что следствие скажет свое слово и что суд вынесет справедливое решение по всей строгости закона.
Скажу еще раз, абсолютное большинство сотрудников МВД – это люди, достойно несущие честь своего мундира и имя милиционера.
Более того, мы знаем массу случаев проявленной ими самоотверженности и подлинного героизма при исполнении служебного долга. Эти люди достойны уважения общества и признания со стороны государства.
Но кто-то, видимо, решил, что вместе с милицейским удостоверением получил право преступать закон, распоряжаться чужими судьбами. Так вот, напоминаю, что спрос с людей, облечённых служебными полномочиями всегда был особым и должен быть более жёстким, чем в отношении обычных людей.
Каждый гражданин должен быть уверен, что он надежно защищен государством.
Это задача всех органов власти, и правоохранительных — в первую очередь. Тот, в чьих руках судьбы людей, должен твердо знать, помнить букву закона и понимать, что в случае, если он сам преступит закон, то будет нести ответственность по всей его строгости. Для сотрудников службы, которая призвана стоять на страже правопорядка, недопустимы формализм, некомпетентность, равнодушие, а тем более несправедливость.

Положительно оценивать работу правоохранителей, да и вообще должностных лиц, можно только тогда, когда у людей нет оснований обращаться к Президенту в поисках справедливости. Лицам, которые в своей работе пренебрегают нормами морали и закона, в системе государственных органов места быть не должно.
И точно так же не должно быть спокойной жизни для тех, кто преступает закон. Наш ответ на вызов, который бросает нам криминал, должен быть всегда жёстким, принципиальным и опирающимся на строгое следование закону. Закон, порядок и справедливость – без этого не может быть нормальной жизни ни в одной стране.
Уважаемые коллеги!
Вкратце коснусь положения дел в социально-экономической сфере. Как это известно, одной из важнейших характеристик состояния экономики является сфера строительства и развития инфраструктуры. Благодаря российской финансовой поддержке в рамках Инвестиционной программы мы реализуем проекты по социально-экономической, инфраструктурной реабилитации Республики.
Важно, что нам удалось сохранить темпы работы, несмотря на все сложности и ограничения, обусловленные распространением пандемического заболевания. За прошедшие месяцы в Цхинвале поднялись жилые корпуса, новое здание средней общеобразовательной школы. Работа идет практически по графику.
Вышли на финишную прямую работы по важнейшим для Республики инфраструктурным объектам.
В текущем году мы запустим на полную мощность вспомогательный водовод Ванат-Цхинвал, который должен обеспечить для нашей столицы дополнительные 15 тысяч кубометров воды в сутки. Это решит давнюю проблему нехватки питьевой воды в Цхинвале. Кроме того, пуск водовода на полную мощность позволит улучшить водоснабжение близлежащих к городу сел.
Продолжаем работы по благоустройству улиц Цхинвала, Дзауского райцентра и города Квайса, включая работы по подземным инженерным сетям.
В этом же году мы планируем полностью завершить все работы и подключить к электросетям Республики резервную линию электропередачи через Рукский тоннель. Это решение проблемы энергобезопасности, надёжности работы всей энергосистемы Республики.
Поручаю Правительству обеспечить завершение работ на резервной линии в октябре текущего года. Жители Республики не должны больше испытывать неудобства с отключением электроэнергии из-за природных катаклизмов.
На югоосетинский рынок постепенно приходят инвесторы, что благоприятствует развитию экономики и созданию рабочих мест. Продукция наших производителей уже представлена в торговых сетях Российской Федерации. Юж-ная Осетия приняла участие в крупнейшей международной выставке продуктов питания и напитков в России и Восточной Европе «Продэкспо-2021» где были представлены наши минеральные воды, а также продукция винодельни «Иронсан».
С 2018 года реализуется Закон Республики Южная Осетия «О льготном кредитовании малого и среднего предпринимательства».
В рамках реализации мероприятий Государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства» четвертый год осуществляется финансовая поддержка субъектов предпринимательства в виде льготного кредитования за счет средств государственного бюджета.
В 2021 году бюджет Фонда содействия льготному кредитованию в Республике Южная Осетия определен в размере 49 млн рублей — это на 20 млн больше, чем было выделено в 2020 году. Всего же за время работы закона (с 2018 года) было выдано кредитов на сумму 76,5 млн рублей. Поручаю Правительству проработать шаги, которые позволят увеличивать сумму кредитования минимум на 10 млн рублей ежегодно.
Следующим серьезным шагом в плане поддержки малого бизнеса в Республике должно стать увеличение лимита доходов до 20 млн рублей для перехода на упрощенную систему налогообложения. Поручаю Правительству осуществить все необходимые мероприятия по данному вопросу и доложить мне об исполнении данного поручения до окончания текущего полугодия.
Рассчитываем, что данная мера, направленная на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства в Республике, а также на облегчение и упрощение ведения налогового и бухгалтерского учета, станет еще одним стимулом для развития малого бизнеса.
Одним из вопросов, которые я считаю для себя как руководителя государства наиболее важным, является улучшение жилищных условий граждан республики и восстановление всего пострадавшего в ходе войны жилья. Мы будем неук-лонно наращивать объемы строительства жилья, но для полноценного решения данного вопроса нужно использовать и иные механизмы.
Одним из механизмов решения вопроса является возможность приобретения жилья путем найма с последующим его выкупом.
Соответствующий законопроект разработан на основании Поручения, данного мной в Послании 2020 года и в настоящее время проходит согласование в ответственных структурах.
Поручаю Правительству в кратчайшие сроки завершить все согласования для направления законопроекта в Парламент Республики.
В крайне непростых условиях текущей экономической ситуации, обусловленной пандемией, ограниченности материальных и финансовых ресурсов мы изыскиваем возможности повышения заработной платы, пенсий, академических стипендий и других социальных выплат.
В ближайшее время мы рассчитываем при поддержке Российской Федерации достичь повышения уровня заработной платы работников бюджетной сферы Республики Южная Осетия до уровня соответствующих категорий работников Северокавказского федерального округа Российской Федерации в 2021 году. Сегодня же Председатель Правительства Геннадий Борисович Бекоев выезжает в Москву для подписания соответствующего Соглашения. Напомню, что в настоящее время заработная плата бюджетников соотносится с зарплатой по СКФО за 2017 год.
Что касается государственной гражданской службы, поручаю Председателю Правительства до конца месяца подписать Соглашение о софинансировании заработной платы работникам государственной гражданской службы и обеспечить выплату зарплаты в июне с перерасчетом с января 2021 года.
Обращаю внимание, что такой же перерасчет с января 2021 года касается и зарплаты работников бюджетной сферы.
По пенсионному обеспечению мы смогли найти ресурсы для увеличения пенсий с 1 января 2020 на 6,6 процентов. Поручаю правительству проработать и обеспечить повышение пенсий еще на 6, 6 процентов с перерасчетом с января 2021 года.
Напоминаю Правительству, что в рамках Послания 2020 года мною в целях улучшения социальной защиты учащейся молодежи было дано поручение о повышении на 30 процентов с 1 января 2021 стипендий студентам Юго-Осетинского государственного университета. Ожидаю доклада от Правительства об исполнении указанного поручения не позднее июня с перерасчетом с января 2021 года.
Уважаемые коллеги!
Пандемия коронавирусной инфекции требует от нас особого внимания к сфере здравоохранения. У нас в республике нередко высказывают разного рода замечания и претензии к работе системы здравоохранения. Принимая во внимание всесторонне высокую значимость качественного медицинского обслуживания населения, мы постоянно держим сферу здравоохранения в поле зрения.
В социально-ориентированной политике государства качественное развитие доступной медицины является частью общей стратегии развития. Начиная с 2009 года благодаря российской помощи на протяжении ряда лет в эту сферу вкладываются значительные ресурсы. Реализуется комплексный, стратегический подход – инфраструктура, подготовка кадров, повышение оплаты труда медицинских работников и многое другое.
Распространение коронавирусной пандемии стало суровым испытанием для системы здравоохранения каждой страны. Не стала исключением и Южная Осетия. Нагрузка на медицинские учреждения была крайне жесткая. Однако эту проверку на прочность наша медицина выдержала успешнее, чем во многих странах.
Без сомнения, не обошлось без определенных накладок, не все было полностью продумано при проектировании лечебных учреждений включая недоработки по части медицинского кислородного оборудования.
В разгар пандемической вспышки на пределе работали лаборатория компьютерной томографии Многопрофильного Медцентра, лаборатория Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проводившая исследования на коронавирус методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).
В целом следует отдать должное медикам, сотрудникам санитарно-эпидемиологического надзора, проявившим профессионализм, компетентность, самоотверженность и преданность делу.
Вновь хотел бы отметить что получившее структурное реформирование системы здравоохранения прошло проверку практикой.
Сетью государственных лечебных учреждений охвачена вся территория республики, они успешно работают, а концентрация сил и средств, в сочетании с достаточно качественной медициной в районах и системой ФАПов обеспечила эффективное применение имеющихся ресурсов.
Крайне важным элементом общего успеха в противостоянии с пандемией стало налаженное взаимодействие с российскими медиками, вклад которых трудно переоценить. Консультационная поддержка, оперативное направление в Республику российского мобильного многопрофильного госпиталя в самый разгар вспышки коронавирусной инфекции сыграли очень большую роль.
Благодарю за работу Георгия Феликсовича Тотчиева, который на протяжении 4 лет руководил министерством. Благодаря его усилиям и неустанной работе были достигнуты существенные улучшения в сфере здравоохранения. Уверен, что преемник Георгия Феликсовича – Сослан Отарович Наниев продолжит работу по обновлению и модернизации системы здравоохранения.
Хотел бы также отметить вклад службы, осуществляющей функции санитарно-эпидемиологичес-кого надзора и контроля во главе с Мариной Мухаровной Кочиевой. На сотрудников Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Республики Южная Осетия выпала огромная нагрузка по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции на протяжении первых месяцев ее появления, и с этой нагрузкой они справились успешно.
Министру здравоохранения поручаю продолжить работу по направлению медицинских работников, волонтеров, которые работали в «красной зоне» и тех граждан, которые перенесли заболевание в тяжелой форме для реабилитации в санатории Российской Федерации.
Вы знаете, что для борьбы с коронавирусом в Республику Южная Осетия благодаря российской помощи доставлена вакцина Sputnik V. На сегодняшний день наши граждане имеют возможность привиться, но, к сожалению, темпы вакцинации не достаточны.
Мы потеряли слишком много жизней, чтобы так безответственно относиться к своему здоровью и здоровью своих близких. Коронавирусная инфекция Сovid – 19 не исчезла, борьба c заболеванием не завершена, а новые штаммы вируса еще опаснее.

Хочу обратиться к ковиддиссидентам, если вы не дорожите своими собственными жизнями, цените жизни своих родных и близких.
Успех в борьбе с коронавирусом должен мотивировать нас на еще более высокие цели. И вновь обращаю внимание на значимость грамотного планирования и управления отраслью. Видеть слабые места, проблемы, пути их решения – вот задачи успешного менеджмента в любой сфере.
За послевоенные годы мы подготовили немало молодых специалистов в медицине. Немало из них получили прекрасный опыт работы в российских лечебных учреждениях. Надо шире их привлекать, приглашать и высококвалифицированных российских специалистов.
Формы возможны различные, но обмен кадрами — это всегда новые знания, новые практики и новый опыт. Крайне важно не стоять на месте, постоянно совершенствоваться. Действительно, движение – жизнь, для здравоохранения это образное выражение имеет самое прямое значение.
Дорогие друзья!
Для сферы образования во всем мире пандемия COVID-19 стала тяжелым испытанием. Практически повсеместно, во всем мире в качестве решения карантинной проблемы была предложена модель дистанционного образования посредством современных технических средств коммуникации. Это, конечно же, очень тяжелое, очень непростое и крайне спорное решение.
На протяжении всей истории цивилизации знания передавались от человека к человеку, от учителя к ученику, в ходе непосредственного общения. Идея заочного, а теперь и дистанционного образования, в общем-то относительно недавнее изобретение. Шутка даже была такая, – «Чем отличается воробей от соловья?» Ответ: «Воробей учился в консерватории заочно».
А если серьезно, идея дистанционного образования стала возможной не так давно, с появлением относительно доступных средств видеосвязи. Впрочем, и при наличии подобных возможностей не все однозначно. Речь даже не о проблеме социализации школьников. Просто даже физически сложно для школьника с экрана воспринимать информацию, а педагогу – крайне тяжело оценивать работу учеников.
Кроме того, школа ведь всегда играла свою роль не только в обучении знаниям, но и в воспитании. Я считаю, что школа – это не просто госучреждение, оказывающее образовательные услуги, а место, где новое поколение получает вместе с знаниями и социальные навыки, учится быть полноценным для общества человеком. Воспитывать дистанционно, без контакта глаза в глаза, — дело очень непростое, если не сказать — невозможное.
Тем не менее, в ситуации коронавирусной пандемии нам тоже пришлось принять решение, основанное на возможностях современных технологий и доступных технических средств. Значительную часть учебного времени в 2020-2021 учебном году школы отработали в дистанционном формате. Это было вынужденное решение.
Педагогам пришлось работать в тяжелейших условиях, с удвоенной нагрузкой. При всех этих сложностях, качество образования школы Республики удержали на достойном уровне. Это видно по всем показателям. И огромной благодарности, конечно же, заслуживают учителя.
Об уровне преподавания в школах республики свидетельствует, в частности, тот факт, что абсолютное большинство выпускников успешно продолжает учебу в высших учебных заведениях, в том числе и в вузах Российской Федерации. Хорошие результаты показывают учащиеся на различных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях и соревнованиях за пределами Республики.
Усилия государства направлены на то, чтобы было достаточно мест в школах и дошкольных уч-реждениях, чтобы обеспечивалось достойное качество обучения, снижался дефицит кадров и повышалась квалификация педагогов.
Ежегодно осуществляется капитальный и текущий ремонт зданий образовательных организаций. Приятно отметить, что на завершающей стадии строительство нового здания общеобразовательной школы №3 города Цхинвал. Поручаю Правительству завершить строительство школы полностью, но без ущерба для качества работ уже до начала нового учебного года.
Отдельного слова заслуживает работа Юго-Осетинского государственного университета. Отрадно отметить повышение качества подготовки специалистов и расширение номенклатуры специальностей, интенсивное развитие в Университете и научно-исследовате-льской деятельности.
Благодаря работе руководства Университета установлены и продолжают расширяться связи со многими высшими учебными заведениями России, Абхазии, Приднестровья, Арцаха, Донецкой и Луганской народных республик. В партнерских вузах ведется подготовка наших диссертантов по различным направлениям.
Значительный вклад вносит Университет в культурную жизнь республики. Развивается созданный на его базе музейный комплекс, регулярно проходят различные научные конференции, выставки и другие культурные события, выходящие по своей значимости за внутриуниверситетский формат. Мы, со своей стороны, стараемся оказывать всемерное содействие университету. Количество президентских стипендий для студентов университета возросло с 5 до 14, а размер этих стипендий – увеличен с 5000 до 7000 рублей.
Уважаемые друзья!
В соответствии с поручениями, данными в моем предыдущем Послании, реализуется ряд мероприятий, призванных стимулировать научные исследования. По поручению Президента Министерством образования и науки совместно с ЮОНИИ и ЮОГУ разработан проект государственной Программы развития науки, который в настоящее время проходит этап окончательного редактирования.
Среди реализованных мероприятий — увеличение бюджетных ассигнований по грантовому финансированию научно-исследователь-ских работ на один миллион рублей. С удовлетворением отмечаю также, что по поручению Президента Правительством были изысканы необходимые средства и проведен ремонт фасада и кровли здания Юго-Осетинского научно-исследо-вательского института им. З.Н. Ванеева, которое получило повреждения в ходе августовской войны 2008 года.
Институт — ведущий центр научных исследований в Республике. В числе стратегически важных направлений работы Института — Государственная программа по сохранению, развитию и изучению осетинского языка, разработанная по поручению Президента при участии Университета и Министерства образования и науки.
В 2022 году Юго-Осетинский научно-исследовательский институт им. З.Н. Ванеева будет встречать свое столетие. Это славная и очень значимая дата. Мое прямое поручение Правительству и руководству НИИ: подготовить план юбилейных мероприятий и представить проект Президенту не позднее октября нынешнего года.
Принимая во внимание важность проблемы воспроизводства научных кадров, включая возможность защиты подготовленных квалификационных работ молодых ученых и существующие в этой связи трудности, следует сказать, что работа по этому направлению ведется. Необходимая помощь со стороны Президента будет оказана.
Считаю важным сказать еще об одном значимом событии. В минувшем году в республике отметили 120-летие выдающегося ученого с мировым именем — филолога, крупнейшего теоретика и историка языка Василия Ивановича Абаева. Думаю, все согласятся, что роль Василия Ивановича для осетинского народа переоценить невозможно.
У нас был запланирован ряд юбилейных мероприятий. К сожалению, из-за пандемии не было возможности в полном объеме провести планировавшиеся научные форумы с приглашением коллег из научных центров Российской Федерации и дальнего зарубежья, но в общем, считаю, мы достойно встретили эту памятную дату.
Завершены работы по восстановлению и открыт дом-музей выдающегося ученого, который был полностью уничтожен грузинскими войсками в 2008 году.
По решению Ученого совета Института Зоей Александровной Битарти подготовлено четырех-томное издание собрания работ, посвященных научному творчеству В.И. Абаева, которое в скором времени будет представлено научной общественности.
Далее, Указом Президента учреждена Государственная премия имени В.И. Абаева для поощрения за лучшие труды в области осетинской филологии и исторических наук. Вручение этой премии, впервые состоится в этом году. В дальнейшем конкурс на присуждение премии будет организовываться каждые 5 лет. Считаю, что это мероприятие призвано не только стать выражением признания заслуг выдающегося ученого, но и стимулировать новые научные исследования, способствовать повышению общественного престижа осетинской науки.
Уважаемые сограждане! Уважаемые депутаты Парламента!
Здание Парламента Республики, этот зал, где проходит наше торжественное собрание, — это место, непосредственно связанное с историей Республики. Пусть после пожара 2008 года и восстановительных работ здесь от прежнего времени остались лишь стены, но эти стены помнят многое.
Здесь, в этом зале, принимались Декларация о суверенитете, Постановление о преобразовании автономной области в Республику, Акт провозглашения государственной независимости, другие судьбоносные для Южной Осетии документы.
Депутаты Парламента в те времена, будучи, конечно же, как и все мы, людьми, -со своими характерами, амбициями, идеями и интересами, могли по-разному относиться к различным вопросам или друг к другу. Но при этом они были полностью едины, единодушны, когда дело касалось судьбы Отечества и нашего народа. Они показали пример поистине государственного и патриотического мышления.
Помнится мудрое высказывание одной известной исторической личности: «Политик думает о следующих выборах, а государственный деятель – о следующих поколениях». Вот так и мы, уважаемые сограждане и коллеги, через три десятилетия, тоже должны полностью осознавать свою ответственность перед Осетией и перед нашим народом. Исторический опыт поколений призывает всех нас к единству и сплоченности ради нашей Отчизны. Это и есть путь — единственно верный и ведущий нашу Республику в будущее.
Подводя итоги Послания, необходимо отметить, что сегодня, разумеется, было сказано далеко не обо всей проделанной работе. Поставленные задачи в своем большинстве были решены или успешно решаются. В то же время, мы видим перед собой стратегические цели, которые ставит перед нами необходимость поступательного движения Республики, выход на новый этап развития. Решение этих задач требует новых подходов и эти подходы определены. Это работа на перспективу, работа с определенными ориентирами и пониманием путей и методов их достижения.
Что еще считаю важным отметить. Моя деятельность в качестве Президента, работа Правительства, исполнительной власти в целом, неизменно отвечала и впредь будет отвечать подлинным интересам народа и государства.
Республика может продолжать свое поступательное движение, только сохраняя достигнутые позиции и укрепляя их, а не расшатывая основы государственности.
Думать надо не о внутриполитической борьбе, а о том, что можно сделать еще для развития Республики, для безопасности и благополучия граждан.
Таким подходом руководствуется Президент, этим же подходом должны руководствоваться все политические партии, все политические силы. Президент и в целом исполнительная власть неизменно открыты к конструктивному обсуждению самого широкого круга вопросов жизни Республики, ее ориентиров и целей, от социально-экономического развития до конституционной реформы.
Главное, чтобы целью подобной дискуссии было благо народа, поступательное развитие и благополучие страны.