Попытка Зурабишвили заручиться поддержкой Франции и Германии

На прошлой неделе президент Грузии Саломе Зурабишвили с официальным визитом посетила Францию и Германию. В Германии она встретилась с канцлером Ангелой Меркель и президентом Франк-Вальтером Штайнмайером, а во Франции – с президентом Эммануэлем Макроном и представителями власти. Эксперты считают, что целью переговоров Зурабишвили являются углубление отношений с ЕС и НАТО, а также вопросы двусторонних отношений.

Президенты Франции и Грузии провели совместную пресс-конференцию, на которой Макрон отметил, что его страна призывает Россию проявить больше конструктивности и допустить Миссию ЕС в сепаратистские регионы Грузии.
«Мы готовы поддержать продолжение диалога по этому вопросу в женевском формате. Позиция Франции однозначная и недвусмысленная: мы всегда осуждали процесс бордеризации в Грузии на т.н. демаркационной линии. Мы говорили об этом с Зурабишвили. Проводимая Россией бордеризация противоречит всему и, конечно, мы не будем об этом молчать. Франция всегда напоминает России, что нужно проявить больше конструктивности и допустить Миссию ЕС в сепаратистские регионы Грузии. Мы продолжим работу в этом направлении и всегда призываем Россию уважать Соглашение о прекращении огня, подписанное в 2008 году», – цитируют Эммануэля Макрона СМИ.
Полномочный представитель Президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев считает, что власти Грузии продолжают вводить мировое сообщество в явное заблуждение относительно грузино-югоосетинских неурегулированных отношений, ситуации в Южной Осетии. «Пользуясь доступностью всех высоких международных трибун, встреч с политиками и государственными деятелями, представители грузинских властей пытаются создавать негативное представление об Южной Осетии и российско-югоосетинских отношениях. Вот и недавно во время своей поездки во Францию и Германию президент Грузии Зурабишвили просила руководство этих стран оказать «влияние на Россию, чтобы Россия изменила свою позицию». И дей-ствительно прозвучали ответные заявления, которые в первую очередь говорят о том, что в Европе знают нашу ситуацию, или хотят ее знать, только в грузинской интерпретации. В частности, обратило на себя внимание заявление президента Франции о готовности «поддержать продолжение диалога между Россией и Грузией в Женевском формате», – говорит М.Джиоев.
По его словам, Женевские дискуссии по безопасности в Закавказье не являются площадкой для обсуждения российско-грузин-ских двусторонних отношений. «Они проводятся в соответствии с шестым пунктом договоренностей между президентами России и Франции от 12 августа 2008 года, где четко говорится начать международные дискуссии по обеспечению безопасности Абхазии и Южной Осетии.
Вместо того, чтобы на Женевской площадке действительно работать над документами о неприменении силы между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией, грузинская сторона постоянно пытается перевести разговор на другие темы. И сам грузинский президент заявляет, что формат Женевских международных переговоров спустился до технического уровня. А где искать виновного в этом, если в последние годы грузинская делегация даже не имеет полномочия заявить, что члены делегации привержены принципу неприменения силы? Работа над таким совместным заявлением длится уже несколько лет», – подчеркнул пол-пред.
Как отметил Мурат Джиоев, грузинские власти, и их западные покровители постоянно поднимают вопрос о якобы невыполнении Россией своих обязательств по шестипунктным договоренностям между президентами Медведевым и Саркози, в частности, по пункту пять, где говорится о выводе войск с территории Грузии. «Это совершено надуманное и провокационное обвинение, поскольку Россия полностью выполнила свои обязательства по этому пункту, когда вывела последнего своего солдата с территории Грузии, в частности, с поста в селе Перев. А что касается российского присутствия на территории Южной Осетии, то оно состоит в полном соответствии с договорно-правовыми отношениями, сложившимися после признания Россией Южной Осетии 26 августа 2008 года и не являются предметом обсуждения ни на Женевских дискуссиях, ни какими-либо другими государствами», – считает полпред президента.
По его мнению, покровители грузинских властей (сама Зурабишвили заявила, что «мы зависим от наших друзей») активно поддерживают грузинский миф о так называемой «российской бордеризации» на югоосетинско-грузинской государственной границе. «Это тоже пропагандистский обман грузинских властей, ибо все работы по обозначению линии государственной границы между Южной Осетией и Грузией (а не «Грузии») проводятся исключительно соответствующими пограничными властями РЮО и исключительно на югоосетинской территории в некотором удалении от линии границы. Власти Грузии, не признавая и не видя давно сложившиеся реалии, не реагируют на неоднократные предложения представителей Южной Осетии приступить к совместной работе по определению и обозначению линии государственной границы. В то же время практика показывает, что обозначение границы соответствующими инженерно-заг-радительными сооружениями во многом стабилизирует обстановку и соответствует интересам местного населения по обе стороны границ», – считает Мурат Джиоев.
Однако властям Грузии это не нужно. По словам полпреда, они даже используют в пропагандистских целях вынужденный шаг югоосетинской стороны по временному закрытию пунктов пересечения границы в упрощенном порядке в связи со свирепствованием в Грузии инфекционных болезней – свиного гриппа, вызываемого вирусом H1N1, и кори. «Стараясь отвлечь общественное мнение своей страны, которое связывает появление и распространение вируса H1N1 с деятельностью функционирующей в Грузии биологической лаборатории им. Лугара (в связи с чем грузинский президент вынуждена была выступить со специальным разъяснением), грузинские власти преподносят вопрос о временном перекрытии пунктов пропуска как «нарушение» прав местных жителей. На самом деле, как показала жизнь, таким решением югоосетинские власти обезопасили свой народ от проникновения болезней в Южную Осетию. Более того, гражданам Грузии, которые оказались в Южной Осетии на этот период, была предложена вакцинация и по истечении инкубационного периода они смогли выехать в Грузию. В Южной Осетии отслеживают ситуацию с болезнями в Грузии и по мере ее улучшения будет решаться вопрос полноценного восстановления работы пунктов пересечения границы в упрощенном порядке», – заявил Мурат Джиоев.
По мнению начальника Информационно-аналитического управления администрации Президента Юрия Вазагова, президент Грузии Зурабишвили своей поездкой в страны Европы преследовала несколько основных целей.
«Одна из главных ее задач – доказать свою состоятельность на новом посту, учитывая, что во внутригрузинских делах позиции Зурабишвили не отличаются прочностью. Внешняя политика – единственная сфера, где новый грузинский президент может проявить себя, не задевая напрямую интересы влиятельных фигур правящей «Грузинской мечты». К тому же следует учитывать, что бэкграунд у нее соответствующий», – отметил Юрий Вазагов.
Другая цель, как говорит представитель администрации президента Южной Осетии, которую Зурабишвили преследовала в ходе встреч в Берлине и Париже, это противодей-ствие той активной пропаганде, которую ведет экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, обвиняющий нынешние грузинские власти в провальной внешней политике, ослаблении сотрудничества с Западом и в уступках России.
«Бывший грузинский лидер, захвативший власть в результате «революции роз», до сих пор стремится показать себя единственным надежным партнером для Запада в грузинской политической элите, которому, соответственно, необходимо помочь в возвращении на трон.
В этой ситуации Зурабишвили с ее опытом работы во французском МИДе и связями в странах Европы стала своего рода ответом Иванишвили на активность Саакашвили на международной арене», – подчеркнул он.
По словам Юрия Вазагова, достаточно четко также прослеживается попытка Зурабишвили заручиться поддержкой Германии и Франции в отношениях с Россией, в том числе в вопросе Южной Осетии и Абхазии.
«По всей вероятности, на данном этапе Тбилиси намерен более активно вовлечь ЕС с целью оказания давления на Россию, понимая, что американский фактор воспринимается Москвой исключительно негативно. Как и ожидалось, нынешний грузинский президент, помимо всего прочего, предприняла усилия, чтобы придать новую динамику политике непризнания Цхинвала и Сухума на международной арене.
Впрочем, судя по содержанию переговоров, какого-либо дипломатического прорыва в ходе переговоров не было достигнуто. Французские и германские визави Зурабишвили ограничились комплиментами и обещаниями. Судя по тональности, никто из ее собеседников в Париже и Берлине не намерен усложнять и без того непростые отношения с Москвой», – уточнил начальник Информационно-аналитического управления АП.

Алена ДЖИОТЫ