Политика Грузии по «недоминантным» религиям или почему до членства в ЕС еще далеко?

Современная Грузия, согласно 9-й статьи ее Конституции, признает на территории страны исключительное положение Грузинской Православной Церкви, однако провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания для всех граждан. Тем не менее, на территории Грузии, помимо христианства и ряда его течений, представлены и другие религиозные конфессии, такие как иудаизм и ислам.
В наши дни, в любом государстве с развитыми демократическими и моральными институтами каждый человек имеет право и возможность исповедовать религию, которая ему по душе, и никто не может ему в этом воспрепятствовать. Однако в ряде районов Грузии, где живут последователи различных конфессий, нередко возникают конфликты на религиозной почве.
Самым ярким примером последнего времени является акция протеста мусульманской общины 14 января в селе Букнари на западе Грузии, которая в какой-то момент переросла в физическое противостояние с местными христианами. Казалось бы, проблема не столь велика: представители мусульманской общины хотели организовать в одном из домов села место для совершения молитв, но христианскому сообществу это показалось неприемлемым. В результате произошедших столкновений пострадали несколько человек, в том числе дети.
Для Грузии, так мечтающей о членстве в ЕС, такие инциденты как «соль на рану», которые только отдаляют ее от интеграции. И во избежание критики европейского сообщества грузинское правительство предприняло все, чтобы «замять» дело, но оскорбленные мусульмане требуют справедливости. В этой связи событию уделено большое внимание правозащитных организаций – «Центр по образованию и мониторингу прав человека» и ряд НПО, представляющих интересы «недоминантных» конфессий.
На протяжении новейшей истории правительство Грузии предпринимает отчаянные попытки хоть как-то примирить стороны конфликта, но это лишь на короткое время решает проблему. Только за последнее десятилетие можно вспомнить религиозные противостояния в селах Нигвзиани, Цинцкаро, Чела, Мохе, Сантацкаро, Кобулети, Адигени и других. Во всех случаях не обошлось без вмешательства полиции, задержаний, а также травм среди участников.
Пытаясь урегулировать этно-конфессиональные конфликты в стране правительство Грузии в 2014 г. создало «Государственное агентство по делам религий», главная функция которого – проведение политики страны в отношении религиозных организаций. Но в противостоянии в Бункари, представители мусульманской общины выступили с требованием упразднить данное агентство как «неспособное проявить должной реакции и с политической, и с юридической точек зрения». По их мнению, во многих случаях государство полностью проигнорировало права мусульман на свободу вероисповедания.
Нежелание или политическая неготовность правительства разрешить подобные споры и нивелировать обвинения приведут к тому, что в стране может быть спровоцирован рост радикального ислама. Необходимо также отметить – существует практика возврата в родную страну радикальных мусульман, воевавших на стороне боевиков в Сирии, которые, чувствуя «дома» свои права ущемленными, впоследствии могут примкнуть к различным террористическим организациям.
В то же время, открытое игнорирование или силовое подавление мусульманской общины грозит обострением отношений с ключевыми партнерами Грузии – Турцией и Азербайджаном.
Таким образом, пока еще тлеющие религиозные распри среди грузинского населения в будущем могут сыграть достаточно злую шутку против правительства, если сегодня этому не уделят требуемое внимание.
Сможет ли вновь формируемое грузинское правительство, пока что бойкотируемое оппозицией, взять под контроль и решить проблему многих десятилетий? Ответ на этот вопрос будет ярким показателем истинности демократических ценностей Грузии.