/ООН как координатор мировой политики

ООН как координатор мировой политики

Каждый год, 24 октября отмечается День Организации Объединенных Наций. Эта дата утверждена Генеральной Ассам-блеей ООН в далеком 1947 году и приурочена к годовщине вступления в силу Устава организации. По устоявшейся традиции, в штаб-квартире ООН проходят праздничные мероприятия: встречи, собрания, дискуссии. В День ООН Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций выступает с посланием к мировому сообществу, а в зале Генеральной Ассамблеи проводится международный концерт.

История и современность

Предшественником ООН стала Лига Наций, созданная в 1920 году. Однако эта международная организация, призванная стоять на страже мира и справедливости, не смогла в полной мере соответствовать тем ожиданиям, которые были с ней связаны. И главное — не смогла остановить развязывание Второй мировой войны.
30 октября 1943 года в Москве подписали Декларацию правительств СССР, США и Великобритании, в которой содержался призыв к скорейшему созданию новой организации по поддержанию мира. Это намерение подтверждалось на последующих встречах представителей стран-союзниц.
К 1944 году в результате рабочих встреч делегаций СССР, Великобритании и США были достигнуты договоренности о задачах, структуре и функциях новой всемирной организации. 25 июня в Сан-Франциско на конференции с участием делегатов от 50 стран был принят Устав Организации Объединенных наций.
В своем видеообращении на 75‑й сессии Генеральной Ассам-блеи ООН Президент России В.В. Путин назвал Устав Организации Объединенных Наций фундаментом послевоенного порядка и главным источником международного права. Глава российского государства отметил и ту роль, которую эта всемирная организация играет в мире.
«Оглядываясь на прошедшие десятилетия, можно сказать, что при всех сложностях периода «холодной войны», кардинальных геополитических сдвигах, при сегодняшних хитросплетениях мировой политики ООН достойно выполняет свою главную миссию – беречь мир, содействовать устойчивому развитию народов и континентов, помогать в преодолении локальных кризисов», – сказал В.В.Путин.
При этом руководитель российского государства отметил, что ООН, как и любая международная организация или региональная структура, не должна костенеть, ей необходимо отражать в своем развитии динамику XXI века, последовательно адаптироваться к реалиям современного мира, который становится все более сложным, многополярным, многомерным.
Для решения этих задач в ООН имеются все возможности. Сегодня Организация Объединенных наций имеет сложную, многоуровневую структуру. Главные рабочие инструменты организации — Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический и социальный совет, Международный секретариат. Кроме того, в структуре ООН — более тридцати международных межправительственных организаций, программ, фондов, специализированных учреждений, призванные решать экономические, социальные и гуманитарные вопросы: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ФАО, ИКАО и др.
На данный момент в ООН представлены 193 страны мира, штаб-квартира организации находится в Нью-Йорке.

Новые реалии

В настоящее время Организация Объединенных наций должна занимать в глобальной политике центральное место, являясь своего рода координатором мировых процессов. ООН необходимо в полной мере использовать свой потенциал универсальной многосторонности и легитимности, хотя в условиях новых реалий сделать это непросто.
«Широкое сотрудничество Объединенных наций особенно востребовано сейчас, когда число проблем на глобальной повестке дня продолжает расти. Расширяется спектр трансграничных угроз. Серьезный дестабилизирующий заряд несут многочисленные региональные очаги напряженности. Право сильного все чаще пытаются применять против силы права. Среди ведущих держав нет согласия относительно принципов мироустройства», – сказал Министр иностранных дел России С.В. Лавров на общеполитической дискуссии на 76-й сессии Генеральной Ассам-блеи ООН 25 сентября 2021 года.
Глава МИД РФ отметил также, что для России очевидно то, что эффективно противостоять вызовам и угрозам можно лишь солидарными усилиями в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права, прежде всего – целями и принципами Устава ООН.

К сожалению, эти положения удается воплотить в реальность не всегда. Порой трибуна ООН используется для реализации политики «двойных стандартов», не соблюдается паритет сторон при обсуждении важных вопросов международной повестки.
В течении многих лет Грузия выносит на рассмотрение Генассамблеи Организации Объединенных Наций проект резолюции по беженцам и перемещенным лицам из Абхазии и Южной Осетии. Грузинские власти ставят целью навязать мировому сообществу одностороннее, политизированное и искаженное видение проблемы беженцев. Но в Тбилиси и в западных столицах должны понимать, что проблему людей, покинувших свои дома, можно решить только при отходе от конфронтации в отношениях Грузии с Абхазией и Южной Осетией.
Нет твердой позиции и желаемой настойчивости этой всемирной организации и в утверждении мирных инициатив на Женевских дискуссиях по безопасности и стабильности в Закавказье, в число сопредседателей которых входит представитель Организации Объединенных наций. Главная задача этих встреч – выработка юридически обязывающего документа о неприменении силы сторонами – и спустя годы обсуждений так и не воплотилась в конкретный документ.
По своему предназначению ООН — это организация, призванная защищать интересы каждого народа, вне зависимости от того установлен ли ее национальный флаг перед штаб-квартирой в Нью-Йорке. Именно это понимание, по нашему мнению, и должно стать приоритетом в деятельности Организации Объединенных наций.

Р. КУЛУМБЕГОВ