Нюрнбергский процесс – приговор фашизму и милитаризму

20 ноября 1945 г. в Германии начался судебный процесс, организованный Международным военным трибуналом. В Нюрнберге, колыбели нацизма, началось расследование злодеяний германского политического и военного руководства, развязавшего мировую войну с ее неисчислимыми жертвами и лишениями. Нюрнбергский судебный процесс стал символом неотвратимости наказания за преступления против человечности.

Начало
Заседания суда в Нюрнберге проходили с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. В истории международных судебных расследований этот процесс стал беспрецедентным. Впервые на скамье подсудимых оказались первые лица государства, обвиняемые в совершении военных преступлений и геноциде. Неизбежность наказания за совершенные злодеяния нависла над лидерами Германии отнюдь не в 1945 году, когда армии союзников подходили к границам этой страны. Намерения привлечь к ответственности верхушку нацистов возникли намного раньше.
В СССР о необходимости создания Международного военного трибунала заявили уже в октябре 1942 г. Это обсуждалось министрами иностранных дел государств – участников Антигитлеров-ской коалиции. После этот вопрос согласовывался в ноябре 1943 года, а в феврале 1945 года – на уровне лидеров трех держав на конференции в Ялте.
В Лондоне на международной конференции (июнь-август 1945 г.) Международный трибунал получил все полномочия для проведения следствия и организации судебного процесса. 29 августа обнародовали первый список военных преступников, в который вошли 24 нациста. Через три месяца они сели на скамью подсудимых в немецком городе Нюрнберге.
Сперва предполагалось провести судебный процесс в Берлине – логове фашизма. Но столица Рейха была разрушена в ходе боев, и здесь не было необходимой инфраструктуры. Выбор в пользу Нюрнберга был продиктован несколькими факторами. Город был местом партийных съездов национал-социалистов, и проведение здесь судебного процесса над ними приобретало символический характер. И в Нюрнберге находился Дворец юстиции, не пострадавший от бомбардировок, и главное – это здание было соединено подземным ходом с тюрьмой, где можно было содержать обвиняемых.
Нюрнбергский процесс подготовили и проводили члены Международного военного трибунала, представленные ведущими державами Антигитлеровской коалиции. Трибунал состоял из четырех членов – по одному от Великобритании, СССР, США и Франции. Кроме того, существовал штат заместителей и помощников. Председателем был избран представитель Великобритании Джеффри Лоуренс. Отдельным списком шли главные обвинители – тоже по одному от каждой страны.
Из 24 человек, которым предъявлено обвинение, в зале суда не было всего одного. Это видный фашистский функционер Мартин Борман, чья судьба на то время была неизвестна. Не было на скамье подсудимых и главарей германского фашизма – Гитлера, Гиммлера, Геббельса. Они успели покончить с собой.
Каждый из подсудимых имел защитника, своего рода «адвоката дьявола». Всего в судебном процессе защиту нацистов осуществляли 27 адвокатов, которым помогали 54 ассистента и 67 секретарей. Удивительно, в отношении людей, поправших право и мораль миллионов людей, были применены все демократические нормы судопроизводства.
Суд обвиняет!
Обвинения в отношении нацистских преступников выдвигались по четырем пунктам и были связаны с ведением агрессивных войн, преступлений против мира с формулировкой об участии подсудимых в «планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств».
«Военные преступления» – так наименовался один из пунктов обвинений Нюрнбергского суда и включал в себя все преступления, совершенные в нарушение военных законов и обычаев в ходе Второй мировой войны. Особо выделялся четвертый пункт обвинений – «Преступления против человечности». На Нюрнбергском процессе термин «геноцид» впервые стал частью судебной формулировки.
Во время слушаний рассмотрено участие политических и государственных институтов германского Рейха – руководства фашистской партии НСДАП, штурмовых и охранных отрядов СС, службы безопасности СД, тайной государственной полиции Гестапо, германского Правительства, и армейских структур – Верховного командования и Генерального штаба.
20 ноября перед судом истории в Нюрнберге предстали представители правящей элиты Третьего Рейха – высшие военные и государственные деятели, дипломаты, крупные банкиры и промышленники. Это был не только суд над конкретными личностями, но и над системой и идеологией фашизма и милитаризма.
На слушаниях особое внимание привлекали сведения, представленные Советским Союзом, страны, более всего пострадавшей от зверств фашистов. В документах зафиксировано использование простых людей в качестве «живого щита», деятельность карательных айнзацгрупп, передвижных газовых камер – газвагенов, убийства заложников и массовые казни. Сторона обвинения представила судьям образцы изделий из человеческой кожи и мыло, выплавленное из человеческих тел. Эти свидетельства были столь шокирующими, что в первое время в них не хотели верить.
Судьи начали подозревать советских юристов в преувеличениях: так судья Паркер не мог поверить, что охранники расстреливали детей в концлагерях. Он полагал – такое «просто невозможно». После просмотра 45-минутной кинохроники из концлагерей Паркер три дня не вставал с постели.
Заседания Международного трибунала продолжались одиннадцать месяцев. 30 сентября 1946 г. судьи приступили к оглашению приговора, которое завершилось 1 октября. За это время состоялись 403 открытых заседания и 216 отдельных судебных слушаний. Суд опросил 240 свидетелей, было представлено 300 тыс. письменных показаний. Объем протокола решения суда составил 16000 стр. Необходимо отметить публичность заседаний – все они были открытыми. В зале могли присутствовать не только лица, участвующие в процессе в разном качестве, но и представители общественности. За все время слушаний выдано более 60 тыс. пропусков. Работу трибунала освещали СМИ, из зала велась прямая радиотрансляция.
Приговор пересмотру не подлежит
По итогам трибунала из 24 обвиняемых 12 человек были осуждены на смерть. Мартин Борман – заочно. В качестве смертной казни – виселица. Трое осужденных получили пожизненное заключение, еще двое – длительные тюремные сроки. Были, как ни странно это звучит, и оправданные, по этому поводу свое несогласие с вердиктом суда высказали представители СССР.
От вынесения приговора до его исполнения прошел почти месяц. Но не все нацисты взошли на эшафот. За три часа до казни Герман Геринг успел покончить с собой, приняв цианистый калий. После исполнения приговора тела всех казненных и тело Геринга сожгли в крематории, а прах преступников высыпали в реку.
С завершением суда над политической и военной верхушкой фашисткой Германии двери Дворца юстиции в Нюрнберге не закрылись. Здесь проходили судебные процессы над нацистскими деятелями вплоть до 1949 года – всего двенадцать громких дел. Обвинения выдвинуты против 180 ответственных руководителей нацистской партии. Большая часть из них была приговорена к длительным срокам тюремного заключения. Отдельно заседали и военные трибуналы, решением которых осуждены в общей сложности более 30 тыс. нацистских преступников.
Поиски представителей фашистского режима продолжались и после всех судебных процессов – ведь многим нацистам удалось скрыться. Но свершение правосудия – лишь дело времени, ООН приняла важное решение не принимать во внимание срок давности для нацистских преступников. Так, только в 1960-1970-е гг. найдены, арестованы и осуждены сотни нацистов.
Сегодня, спустя 75 лет со дня начала работы Нюрнбергского процесса над фашизмом, мы снова должны отметить актуальность этого события для истории, политики и общества. На международной площадке была осуждена тоталитарная система нацизма, была создана на долгие годы морально-нравственная преграда для его возрождения.
Весь мир, благодаря Нюрнбергу осознал опасность для человечества фашизма и военщины. Одним из результатов суда справедливости стало утверждение положения – распоряжения руководства страны или приказы армейского командования не освобождают от уголовной ответственности при совершении преступлений. Нюрнбергский опыт привел к созданию новой отрасли юриспруденции – международного уголовного права. Были определены новые виды международных преступлений, ставшие частью международного права и национального законодательства многих стран.
К сожалению, решения Нюрн-бергского трибунала сегодня многими забыты. Иначе чем можно объяснить, что в некоторых странах начинается возрождение нацистской идеологии, а на Украине и в Прибалтике прославляют на государственном уровне приспешников фашистов из числа бойцов отрядов Ваффен-СС, которые в ходе Нюрнбергского процесса были признаны преступными наряду с немецкими охранными отрядами СС.
Однако тем, кто сегодня берет на вооружение идеологию национального превосходства и нетерпимости, милитаризма и реваншизма стоит помнить о Нюрнберге. Всегда!

Р. КУЛУМБЕГОВ