На днях в грузинских СМИ была опубликована «интересная» новость, что патриархия Грузии выразила протест Москве из-за рождественской службы в Храме Пресвятой Троицы в Цхинвале.
Как сообщают грузинские СМИ, председатель Отдела внешних связей Патриархии Грузии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасиме (Шарашенидзе) направил письмо председателю Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополиту Волоколамскому Илариону и архиепископу Владикавказскому и Аланскому Леониду. В письме он, констатируя факт, что священник русской церкви (РПЦ) во Владикавказе и Алании Сергий Кокоев в Рождество Христово совершил службу в Свято-Троицком соборе Цхинвала, заявил, что это недопустимо.
«Русская православная церковь, как и другие поместные православные церкви, всегда признавала и признает юрисдикцию Грузинской церкви как в Абхазии, так и в «Цхинвальском регионе». Согласно церковному канону, недопустимо, чтобы какое-либо религиозное служение было совершено духовенством других православных церквей без разрешения Грузинской Православной Церкви и без нашего согласия, и подобные проступки наносят ущерб отношениям между нашими церквями. Мы надеемся, что вы изучите вышеупомянутый вопрос, примете строгие меры в отношении этого представителя духовенства, совершившего этот противоправный акт, и подобный факт больше не повторится», – цитируют журналисты грузинского митрополита.
Вера – духовное спасение или инструмент политической системы?
«Наша эпоха отравлена вирусом политики. Церковь изменяет своим духовным целям», – отрывок из работы международных обозревателей К. Хилла и С. Филатова весьма актуален по отношению к деятельности представителей Грузинской православной церкви, начиная с католикоса-патриарха всея Грузии Илии II, заканчивая вышеупомянутым митрополитом.
Согласно современным религиозным канонам, церковь всецело должна посвящать себя только вере и богослужению, не вмешиваясь в политику. Но практика весьма далека от теории, и грузинские священнослужители являются ярким примером. Они не только изменяют духовным целям, но судя по высказываниям грузинского митрополита, выступают против проповеди Слова Божьего. С каких пор в религии, в истинной вере во Христа каноны, установленные людьми, стали важнее несения Слова Божьего? И здесь к грузинским священнослужителям возникает резонный вопрос: «Может ли истинный христианин быть против богослужения и несения Слова Божьего, где бы оно не происходило?». А как же проповеди Христа, или они не так уж важны для представителей ГПЦ? Пожалуй, стоит им напомнить один из самых известных: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34), – вот слова Спасителя. Конечно, и в Ветхом Завете Господь повелевал любить ближних (см.: Лев. 19: 18, 34)».
Если религиозное объединение содержит в себе агрессивные, антиправославные призывы, о какой вере может идти речь? Кому служат представители ГПЦ: Богу или Политике?! Когда один из представителей выступает против несения Слова Божьего, а другой в свое время благословлял своих сограждан на уничтожение православных христиан Южной Осетии.
Может, пришла пора показать кто в доме хозяин?
Ответной реакции со стороны представителей РПЦ пока не последовало, но мы попросили прокомментировать дерзкие требования представителя ГПЦ Уполномоченного при Президенте РЮО по вопросам религии Соню Хубаеву.
По ее словам, много лет нет и не было речи о «кормлении» православных Южной Осетии грузинским духовенством и её патриархией. Хубаева напомнила, с начала 90-х гг. по 2010 год югоосетинский народ окормлял священник Георгий Пухаев от РПЦЗ, взявшая под свой омофор верующих в Южной Осетии в 1992 г.
«И по сей день православные Южной Осетии от Грузинской православной церкви ничего, кроме националистической истерии, не видели и не получали. Сегодня народ окормляется РПЦ и службы проводят также представители Аланской епархии греческих старостильников, и в данной ситуации это – единственный верный шаг, в чем мы в очередной раз убеждаемся. Прикрываясь канонами, грузинская иерархия и вся ГПЦ говорит о каких-то канонах, забывая и умалчивая о своих преступлениях по отношению к православным Южной Осетии в конце 80-х гг. и за весь период 90-х и 2000-х годов. Это очередное лицемерие о духовных проблемах! ГПЦ никогда не окормляла верующих христиан Южной Осетии», – заявила Хубаева.
Как уточнила С. Хубаева, Грузия считает Южную Осетию своей канонической территорией, но, в дейст-вительности ГПЦ народ Южной Осетии не окормляла даже до того момента, пока не была провозглашена Республика Южная Осетия.
«За весь Советский период грузинские священники никогда не окормляли православных Южной Осетии. При советской власти Юж-ная Осетия считалась самой атеистической страной, грузины здесь никаких служб не проводили. В перечне грузинской патриархии значатся так называемая епархия Никозская и Цхинвальская. Да, на бумаге она существует, но фактически – нет», – сказала она.
До 1943 года, как отмечает Хубаева, грузинская церковь сама была непризнанной, ее признали только благодаря Сталину, а до этого она была частью РПЦ. Это исторический факт, и за все эти годы грузинская церковь никогда не окормляла народ Южной Осетии. Хубаева подчеркнула, что в своё время народ и руководство Южной Осетии само обращалось об окормлении к РПЦЗ, которая сегодня находится в составе РПЦ.
«После всего, что мы «получили и получали» от Грузинской православной церкви и речи быть не может о духовной зависимости от националистической церкви. Мы отлично помним, как Илия II сам благословлял грузинских «вояк» на геноцид осетин. Это происходило с момента прихода к власти Гамсахурдиа до правления Саакашвили, включая 08.08.08.», – отметила наша собеседница.
Особое внимание Хубаева обратила, что представитель ГПЦ в своем письме наше государство называет никак иначе как «Цхинвальский регион». Как отметила Уполномоченный по делам религии, священнослужители грузинской церкви провоцируют югоосетинскую сторону вспомнить совершенные грузинами преступления и некоторые нерешенные религиозные вопросы.
«Пусть ГПЦ вернет нам Оконский триптих. Своими выступлениями они напоминают нашему руководству, что в Ленингоре службы проводят грузинские священники. Может, пришла пора показать кто в доме хозяин?
Ведь грузинские священники в Ленингоре как служили до войны августа 2008 года, так и продолжают. Напомню, в Ленингоре – действующий женский монастырь, и к грузинским священнослужителям относятся в нашей стране терпимо, ведь в районе проживают и жители грузинской национальности. Но это не дает права представителям ГПЦ диктовать нам свою волю. Повторю, Южная Осетия никогда не находилась под омофором ГПЦ. Первые югоосетинские священники получили священство от РПЦЗ, к которой мы обратились сразу после объявления независимости государства», – добавила чиновник.
По ее мнению, к вопросу деятельности грузинских священнослужителей на территории РЮО следует обязательно вернуться, поскольку они находятся здесь на незаконных основаниях.
«Южная Осетия – признанное государство, это неоспоримый факт. Но представители ГПЦ называют нас «Самачабло», «Цхинвальский регион». С таким обращением к нашей государственности нельзя мириться. Кроме того, у нас нет никакого желания общаться с ГПЦ. А то, что у грузинской церкви вызывает возмущение служба представителя РПЦ в Храме Пресвятой Троицы в Цхинвале – ожидаемо, но это их дело. Пусть заботятся о своих храмах и прихожанах, а мы здесь сами разберемся.
Южная Осетия – стратегический партнер России, поэтому, считаю, что и в духовном плане мы должны быть едины. В плане межгосударственного сотрудничества работа должна проводиться всеми ветвями власти. К сожалению, в этом направлении много вопросов остаются нерешенными из-за пандемии», – заключила Соня Хубаева.
Мадина БЯЗРОВА