Как Турция усиливает влияние в Абхазии

Министерство иностранных дел Абхазии 3 июня опубликовало официальное послание с критикой президента Турции Реджепа Эрдогана, подчеркнувшего, что урегулирование разногласий между Сухумом и Тбилиси мирным путем возможно исключительно «в рамках территориальной целостности Грузии». Представители абхазского внешнеполитического ведомства, в свою очередь, отметили, что политикам столь высокого уровня неуместно применение подобных «ангажированных» и «шаблонных» высказываний, коренным образом искажающих сложившуюся объективную реальность в регионе.
Между тем Турция последовательно проводит политику, направленную на укрепление своих позиций в Абхазии для последующего становления Анкары как регионального лидера с вытеснением России, Евросоюза и других крупных игроков из Закавказья. В частности, Турецкая Республика использует подконтрольные организации тюркоязычных народов Абхазии, национальные фонды и богословские школы на территории Абхазии в целях консолидации мусульманского населения страны под турецким флагом.
Так, ведущим проводником общественно-политического и религиозного влияния Анкары в Абхазии является управление по делам религии (УДР) Турции, деятельность которого осуществляется при активном участии бывшего муфтия Единого духовного управления мусульман (ЕДУМ) Абхазии Салиха Кварцхелия. ЕДУМ, созданное в 2014 году на базе абхазского муфтията, под предлогом проведения благотворительных акций финансируется турецкими фондами «Кавказ» и «Лояльность».
Фонд «Кавказ», функционирующий на территории Абхазии с 2014 года, объединяет под своей эгидой турецких радикальных националистов и представителей черкесской общины. Фонд «Лояльность» на деньги абхазских компаний с турецким капиталом (ООО «СП Абхазмор-пром», «Химпро», «Кыяк Кардешлер», «Байсан», «Кузей Карадениз») на регулярной основе реализует проекты по строительству мечетей на территории республики.
Вместе с тем Турция в целях насаждения идей радикального ислама рассматривает возможность строительства религиозных образовательных учреждений в каждом районном центре Абхазии. Финансирование проектов осуществляется турецкими бизнесменами абхазского происхождения при посредничестве полномочного представителя президента Абхазии в Турции Ибрахима Авидзба, а также некого Б.Ажиба, руководителем организации соотечественников Турции в Абхазии.
Под предлогом оказания политической и финансовой помощи Анкара заручилась поддержкой ряда оппозиционных фракций и видных религиозных деятелей в Абхазии в вопросе строительства мечетей. В то же время, несмотря на декларируемый исключительно религиозный характер деятельности, учреждения планируется использовать для увеличения числа сторонников ислама радикального толка и, как следствие, оказания влияния на внутреннюю и внешнеполитическую повестку в Абхазии.
Одновременно Анкара на базе протурецких религиозных структур активизировала пропагандистскую работу по обращению православного населения страны в мусульманскую веру. В частности, абхазов заверяют в оказании содействия в решении разноплановых социальных, экономических, предпринимательских вопросов, а также в получении исламского образования на территории Турции.
Турецкие власти посредством подконтрольных неправительственных фондов и исламских организаций проводят политику по массовому распространению ислама радикального толка среди населения Абхазии. Анкара преследует цель укрепить собственные позиции в Закавказье, не принимая в расчет социальные катаклизмы и взрывы, которые непременно сотрясут регион после усиления влияния протурецких исламистов.
А. ДЖИОЕВ