В случае угрозы будут приняты эффективные ответные меры
В конце сентября спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси приехала в Армению. Визит Пелоси на фоне эскалации военных действий с обстрелами населённых пунктов на армянской территории и уличных протестов армян, не довольных блоком ОДКБ, требующих сменить союзников, не остался незамеченным в экспертных кругах. Политологи и политики отмечали, что прибытие чиновника такого ранга, несомненно, «что-то означает» и повлечет за собой определенные процессы. В частности, визит спикера палаты представителей США рассматривали как жест поддержки в условиях, когда Ереван якобы не добился практической военной помощи от ОДКБ и России. Прогнозы экспертов не заставили себя долго ждать.
6 октября Азербайджан и Армения, о вековой вражде которых хотелось бы напомнить, подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алматинской декларации 1991 г., в соответствии с которыми обе стороны признали территориальную целостность и суверенитет друг друга.
Примечательно, что на следующий день было озвучено предложение создать новую платформу – Азербайджан-Грузия-Армения – с целью якобы обеспечения мира и стабильности на Южном Кавказе. Тогда же премьер-министр Грузии И. Гарибашвили рассказал СМИ о роли грузинской стороны в вопросе «урегулирования» отношений между Арменией и Азербайджаном, заверив, что Грузия и впредь будет активно исполнять роль посредника.
Несомненно, если рассматривать данную цепь политических событий в контексте с ситуацией на Украине, где Россия проводит военную спецоперацию, то, мягко говоря, странный союз Азербайджана, Армении и Грузии после визита Пелоси можно рассматривать как антироссийский шаг. Здесь следует напомнить нашим читателям и о роли США в СВО, которые открыто поддерживают украинскую сторону, – введено несколько пакетов санкций, поставляется разного рода оружие, не раз призывали государственные образования постсоветского пространства открыть второй фронт, в их числе и Грузию.
И буквально на днях в данной цепи политических событий всплывает еще один «фигурант» – Турция. 11 октября в Грузии на военной базе Мухровани начались совместные военные учения «Кавказский орел – 2022» сил специа-льных операций Грузии, Азербай-джана и Турции. Более того, компания ASFAT при Министерстве национальной обороны Турецкой Республики намерена поставлять Грузии новые бронетранспортеры повышенной проходимости. В оборонном ведомстве отметили, что «оснащение сил обороны Грузии указанными бронетранспортерами внесет значительный вклад в укрепление обороноспособности Грузии и углубление сотрудничества между Турцией и Грузией».
Следует отметить, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган за время своего правления зарекомендовал себя как один из самых неоднозначных и непредсказуемых политиков современности. О влиянии и роли Турции в Грузии, о политических амбициях и далеко идущих планах Эрдогана по Закавказью мы не раз писали. Известное выражение «На Востоке нет друзей, есть только интересы» полностью соответствует политике Эрдогана. С этой стороны Турцию характеризует и позиция по событиям на Украине. Напомним, что Эрдоган периодически высказывается за готовность быть посредником в переговорах между Россией и Украиной, делает заявления о разрешении конфликта дипломатическим путем, но при этом поставляет Украине беспилотники Bayraktar TB-2 и другое оружие.
Совбез: 10 октября в определенной степени отрезвил горячие головы
Все эти звенья одной цепи политических событий не могут не беспокоить Южную Осетию. Мы попросили прокомментировать их секретаря Совета безопасности РЮО Анатолия Плиева.
«Мы мониторим ситуацию полностью, поэтому не видим оснований для того, чтобы волноваться.
Второй фронт, по прогнозам на сегодняшний день, Грузия пока что не откроет. Грузия не заинтересована в участии в военных конфликтах, грузинская политическая элита прекрасно понимает, чем это чревато. Напомню, грузинское руководство отказалось и от присоединения к санкциям против России», – подчеркнул Анатолий Плиев.
Более того, он отметил, что успешные действия на Украине российской ВКС 10 октября в определенной степени отрезвили горячие головы, которые, несомненно, есть в Грузии.
«Объективно оценивая ситуацию, считаю, что в ближайшем времени республике не угрожают военные действия со стороны Грузии.
Однако делать прогнозы на дальнюю перспективу, конечно, сложно, так как никто не знает, что может взбрести в голову некоторым грузинским политикам. Примером тому служит 2008 год. Но, повторюсь, на данный момент нет оснований предполагать, что Грузия начнет предпринимать против нас какие-либо действия военного характера.
К нам поступает разного рода информация, которую мы соответствующим образом анализируем, и ставим в известность российских коллег. В России в курсе всего происходящего. В случае военной угрозы со стороны Грузии будут приняты ответные меры, но уже не такие, как в 2008 году, а более эффективные», – резюмировал Анатолий Плиев.
Грузия не самоубийца, чтобы снова прыгнуть на грабли
Мы попросили прокомментировать возможность открытия второго фронта для РФ, а также неожиданное заявление Армении и Азербайджана, в частности носит ли этот политический шаг антироссийский характер российского политолога, востоковеда Каринэ Геворгян.
Как подчеркнула Геворгян, политическая турбулентность в мире закручивается с каждым днем, с неимоверной скоростью происходит слом старого миропорядка. Поэтому, считает политолог, такие понятия как «территориальная целостность», «право нации на самоопределение» могут быть изменены до неузнаваемости. По ее словам, до 1945-47 гг. особо никто и не апеллировал к этим понятиям. Они родились в результате создания «Ялтинского мира» и ООН в 1945 г. и могут снова уйти в прошлое.
«Не считаю, что в контексте общемировой турбулентности приз-нание Арменией и Азербайджаном территориальной целостности друг друга имеет какое-либо значение», – отметила наша собеседница.
По мнению политолога, дальнейшая региональная политика зависит от результатов выборов в 2023 году в Турции, в частности, от того, выиграет Эрдоган или проиграет.
«Эрдоган очень самостоятельный, субъектный политик. Во-первых, в определенной степени народ от него устал. Во-вторых, там сильная прозападная и даже антироссийская позиция. Но это не значит, что они не будут проводить реалполитику. Многое будет зависеть от осуществления проектов Эрдогана. А он ведет сразу несколько проектов, направленных совершенно в разные стороны – «Османская империя», проект «Туран», который направлен на Закавказье и Среднюю Азию и т.д. Замечу, в Нахичевани уже есть турецкие базы, хотя никто об этом громко не говорит.
И вот на этом фоне заявление о признании территориальной целостности – жест, не имеющий под собой реального содержания», – подчеркнула эксперт.
По словам Каринэ Геворгян, она даже не станет сравнивать межэтническую ненависть грузин и осетин с уровнем ксенофобии – арменофобии в Азербайджане, где проблема совершенно тупиковая и неразрешимая.
«Были разные проекты для снижения ксенофобии, в их числе смешанные браки, но ничего не сработало. Потому что бакинское руководство включилось в проекты, которые продвигает Эрдоган. В этих проектах Армении в том формате, в каком она ныне существует, нет», – отметила она.
Как считает политолог, двустороннее заявление о признании территориальной целостности Армении и Азербайджана не говорит о том, что судьба армян Нагорного Карабаха и статус республики решены.
Что касается открытия второго фронта, по ее мнению, признание Южной Осетии и Абхазии повлекло за собой самые сильные изменения в российской политике, начиная со времени распада СССР.
«Учитывая события 10 октября на Украине, понятно, что, во-первых, Россия обозначает зону своей безопасности, и Южная Осетия в нее входит. Во-вторых, я вижу тенденции, которые наметились в парламенте Грузии. На днях группа депутатов вышла из партии «Грузинская мечта», и в Грузии стали говорить, что они пророссийского направления. Думаю, грузинский политикум серьезно задумался о своем суверенитете, о политической реальности. То, что Грузия не ввела санкции против России, не имея даже дипломатических отношений – это уже показатель: Грузия начинает трезво смотреть на свой уровень суверенитета», – считает политолог.
По мнению Геворгян, Грузия смирилась с реальностью, и не могла не смириться, она ведь не самоубийца, чтобы снова прыгнуть на грабли 2008 г.
«Даже в 2008 г. российская армия могла взять Тбилиси, но не сделала этого, чтобы оставить место для диалога и налаживания отношений. Поэтому, полагаю, если и были у кого-то идеи об открытии второго фронта, после ударов ВС РФ они от них откажутся», – констатировала Каринэ Геворгян.
Мадина БЯЗРОВА