В начале июня завершился 48 раунд Женевских дискуссий, которые проводятся с сентября 2008 года в соответствии с решением тогдашних президентов России и Франции – Медведева и Саркози, шестой пункт которых предусматривает международные дискуссии по обеспечению безопасности Южной Осетии и Абхазии.
На прошедшем раунде Женевских дискуссий югоосетинская делегация вновь напомнила грузинской стороне, что причиной проведения дискуссий стало нападение Грузии на Южную Осетию, сообщил на пресс-конференции полномочный представитель Президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.
По его словам, грузинская делегация на Женевских дискуссиях все время старается перевести разговор в грузино-российскую плоскость, поэтому югоосетинская делегация на каждом раунде напоминает причины, по которым начались дискуссии.
«Более того, я даже заявил, что каждый раунд надо начинать с напоминания причин проведения дискуссий – это нападение Грузии на Южную Осетию, и договоренности Медведева-Саркози предусматривают обеспечение безопасности Южной Осетии и Абха-зии. Подтверждением этого факта служат выводы независимой комиссии Евросоюза под руководством г-жи Тальявини, в которых говорится, что 8 августа 2008 года именно Грузия напала на Южную Осетию. Основным пунктом остается выработка документа, обеспечивающего безопасность Юж-ной Осетии и Абхазии со стороны Грузии, и ряд гуманитарных вопросов появившихся вследствие грузинской агрессии против Южной Осетии», – сказал полпред.
Выяснить судьбу каждого
По словам Мурата Джиоева, необходимо искать позиции, способствующие появлению ростков доверия у народа Южной Осетии к Грузии, заявил на 48 раунде Женевских дискуссий глава югоосетинской делегации Мурат Джиоев.
«В первую очередь я подробно остановился на проблеме поиска и выяснения судьбы жителей Юж-ной Осетии, которые считаются без вести пропавшими после 2008 года. У нас состоялась встреча с независимым экспертом ОБСЕ Игньятовичем, который приехал в Женеву специально для встречи с сопредседателями дискуссий и передал новый доклад. Но, к сожалению, в материалах практически ничего нового позитивного не было, кроме того, еще раз подтверждается, что Хачиров, Плиев и Хугаев действительно были задержаны грузинской полицией», – уточнил глава югоосетинской делегации.
Он подчеркнул, что грузинские власти, в частности, грузинская прокуратура, сейчас это отрицают. Мурат Джиоев отметил, что югоосетинская делегация обратилась к сопредседателям, к ОБСЕ, чтобы они продолжили сотрудничать с Игньятовичем, а он, в свою очередь, продолжил работу в этом направлении. И американская делегация поддержала продолжение деятельности независимого эксперта.
«Я отметил, что если будет ясность в судьбе этих людей, это будет позитивным фактором в появлении каких-то ростков доверия к властям Грузии. При этом мы заметили, что нынешние власти не виновны в исчезновении граждан Южной Осетии, поскольку это произошло при правлении Саакашвили. И сегодня это решение стало бы шагом доброй воли с их стороны», – подчеркнул Джиоев.
Другим шагом для появления ростков доверия югоосетинская сторона назвала возвращение иконы Триптих, которая находится в Грузии.
«Мы еще раз рассказали участникам дискуссий историю пропажи культурной ценности, и сказали, что икона – культурное и духовное достояние народа Южной Осетии и должна находиться в Южной Осетии. И третий фактор – это проблема осетинских районов Трусовского ущелья (Тырсыгом), которые оказались в Грузии, и куда выходцам из этих районов дорога полностью закрыта», – заметил Мурат Джиоев.
По его словам он напомнил дипломатам, что если Грузия декларирует безвизовый въезд для граждан России в Грузию и в какой-то степени выполняет это, то для выходцев из Казбекского района это дорога закрыта.
«Эти жители сталкиваются с проблемой нарушения прав человека. И коль скоро грузинские власти и их западные патроны очень любят говорить о нарушении прав человека, то мы им прямо указали на эти факты, заметив, что эти люди являются гражданами России, но осетинской этнической принадлежности», – уточнил Джиоев.
Группы риска
По словам полпреда, после последнего раунда Женевских дискуссий ситуация оставалась стабильной, не было эксцессов, которые могли вызвать крайнюю озабоченность.
«Тем не менее, надо обратить внимание на то, что в целом ситуация вокруг границ Южной Осетии остается довольно напряженной, которую умышленно создает именно грузинская сторона. Мы выделили три группы риска, которые существуют для безопасности в целом. Первая – это предпринимаемые грузинской стороной усилия по дискредитации югоосетинско-грузинской государственной границы. Это и попытки умышленного нарушения границы, и привели конкретные примеры этого», – подчеркнул Мурат Джиоев.
Они обратили внимание участников на то, что в тех местах, где государственная граница оборудована инженерными сооружениями и нет свободного прохождения через границу, количество нарушений намного меньше.
«Мы сообщили участникам дискуссий, что продолжается грузинская практика приглашения иностранных высоких гостей на границу на «смотровые площадки». В этой связи они еще раз предложили грузинской стороне сесть за стол переговоров по обозначению линии прохождения государственной границы», – уточнил полпред.
Второй группой риска югоосетинская делегация назвала информационную войну против Южной Осетии. «Грузия, пользуясь и принимая во внимание свой пресловутый закон об «оккупированных территориях», делает все, чтобы иностранцы имели представление о нашей стране только от Грузии. Поэтому делают все, чтобы международное сообщество получало информацию только от них», – заявил Джиоев.
По его словам, грузины, поль-зуясь доступностью всех международных трибун, создают отрицательный неблаговидный имидж Республике Южная Осетия.
Мурат Джиоев сказал, что сопредседатели Женевских дискуссий в ходе визита всегда имеют возможность воочию увидеть развитие Южной Осетии, и реальная картина совершенно не соответствует заявлениям грузинской стороны.
«В ходе последнего визита мы показали им новый театр, новостройки, благоустройство улиц и многое другое. Кроме того, мы сохраняем и следы «высокой грузинской культуры», которую она оставила в Южной Осетии, – это пробоины в стенах домов, снарядов, башню танка и т.д.», – подчеркнул полпред.
Он также напомнил, что Юж-ная Осетия открыта для всех, кто желает познакомиться с нашей республикой, уважает народ РЮО.
«Пусть приезжают в нашу страну по единственной дороге через Россию. Если Грузия признает независимость Южной Осетии, то может быть, и будет международное сообщение и с юга тоже. Но пока что дорога пролегает в нашу республику только через Россию», – уточнил Джиоев.
Третью группу риска югоосетинская сторона связала со сближением Грузии с НАТО. «Это нас беспокоит потому, что НАТО вооружает Грузию, подготавливает ее вооруженные силы. Заявления о том, что сотрудничество Грузии с НАТО не направлено против кого-то, для нас не убедительны, поскольку опыт показывает, что Грузия неоднократно получала военную помощь Запада, которая после использовалась против нас», – сказал полпред.
По его словам, что в 2003 году представитель США в ОБСЕ убеждал нас, что грузинские войска, подготавливаемые по программе обучения и оснащения, ни в коей мере не будут использоваться против Южной Осетии. Но события 2004 года показали обратное.
В связи с этим, югоосетинская делегация заявила, что сближение Грузии с НАТО, создание и укрепление его структур на территории Грузии, периодически проводившиеся там долгие учения НАТО, являются угрозой безопасности для региона в целом.
Алена ДЖИОТЫ