Егор Кочиев: «Грузинские вооруженные полицейские находятся на территории Южной Осетии, а это недопустимо!»

Основной вопрос на встречах в рамках Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) – безопасность в регионе. Югоосетинская сторона каждый раз поднимает вопрос о снятии незаконного полицейского поста в районе Цнелис, который несколько лет назад выставила грузинская сторона, заявил журналистам по завершении диалога глава югоосетинской делегации Егор Кочиев.

Позиция Южной Осетии неизменна
Заместитель полномочного представителя президента по вопросам постконфликтного урегулирования напомнил, что вопрос поднимается, идет поиск решения данной проблемы.
«Неизменным остается позиция Южной Осетии – незаконный пост полиции Грузии должен быть снят с территории Южной Осетии, а также все вооруженные формирования, присутствующие в данном районе должны быть выведены. Другого решения мы не видим. Изначально Южная Осетия предлагала конкретные пути разрешения Цнелисского кризиса, но тогда грузинская сторона навстречу не пошла. Тогда этот вопрос можно было решить и сегодня к нему больше не возвращались», – подчеркнул он.
Однако, по словам Кочиева, политическое руководство Грузии тогда приняло другое решение, не пожелав решить его оперативно, и потому сегодня проблема лежит уже в другой плоскости.
Что касается позиции и видения грузинской стороны в решении Цнелисского вопроса, то, как говорит глава югоосетинской делегации, она не озвучивает никакой конкретики.
«Каждый раз говорят, что на данном посту находятся обычные полицейские с обычным вооружением, и вообще они добрые и хорошие…
Но, надо понимать, грузинские вооруженные полицейские находятся на территории Южной Осетии, а это недопустимо. Именно поэтому незаконный пост должен быть снят. Такова позиция Южной Осетии», – отметил Кочиев.
Сложный процесс
Касаясь вопроса нарушителей госграницы, Кочиев добавил, что работа по обустройству линии государственной границы ведется постоянно, «но пока в одностороннем порядке».
«Для окончательного проведения работ по обустройству границ необходим пока договор о делимитации госграницы, а потом о демаркации. Только после этого можно провести окончательно все работы. Линия границы между Южной Осетией и Грузией достаточно протяженная, сразу ее обустроить – сложный процесс. Демилитаризация и демаркация – двусторонний процесс, но Грузия категорически отказывается обсуждать этот вопрос. Потому Южная Осетия обустраивает границу в одностороннем порядке. Окончательно эти работы можно провести после заключения с Грузией документа о гарантиях безопасности», – считает глава югоосетинской делегации на МПРИ.
Егор Кочиев видит решение данной проблемы в профилактической работе. По его словам, грузинская сторона не проводит профилактическую работу с населением Грузии, что отражается и на количестве нарушителей государственной границы Южной Осетии.
«Людям должны объяснять, что существует государственная граница и в случае ее нарушения они будут задержаны и столкнутся с правосудием Южной Осетии. В основном мы к каждому нарушителю подходим с гуманитарной точки зрения: если граница нарушается впервые или по незнанию, то после выяснения всех фактов нарушители выдворяются в Грузию без штрафных санкций. Другое дело, когда госграница нарушается намеренно, повторно или со злым умыслом. Против этой категории возбуждается уголовное дело и здесь уже решает суд», – отметил он.
Кочиев пояснил: бывают случаи, когда человек раскаивается в содеянном, и тогда срок задержания бывает небольшой. В противном случае, заметил Кочиев, человек получает реальный срок и отбывает наказание в Цхинвальской тюрьме.
«И таких граждан восемь человек. Из них трое осуждены, в отношении пятерых идет следствие. В целом, с момента последней встречи, ситуация в приграничной зоне была относительно спокойной, не было нарушений госграницы со стороны служб безопасности Грузии, хотя такие факты обычно присутствуют», – сказал глава югоосетинской делегации.
COVID-19 отступает
Пандемия коронавируса и ограничительные мероприятия отразились и на работе МПРИ. Последние несколько лет, представители СМИ Южной Осетии и Грузии не допускаются на место встречи, в приграничное село Эргнет. По словам Кочиева, последние годы в ходе диалога дипломаты, помимо основных вопросов, обсуждают и эпидемиологическую обстановку в регионе, связанную с пандемией коронавируса.
«Этот вопрос, возможно будет снят с повестки, так как в Южной Осетии и Грузии эпидемиологическая ситуация относительно нормализировалась и количество больных коронавирусом уменьшается с каждым днем. Думаю, следующая встреча, намеченная на 7 июня, также пройдет в формате, выбранном из-за пандемии, а вот на последующие встречи возможно уже допустят и журналистов», – предположил он.
Замполпреда президента считает, что присутствие грузинских журналистов по завершении встречи МПРИ – это возможность довести позицию Южной Осетии до грузинских граждан.
«Если грузинская полиция не хочет заниматься профилактикой, то эту работу возьму на себя я, посредством выражения своей точки зрения через грузинские масс-медиа», – пояснил Кочиев.
Встречи в формате МПРИ проходят в рамках Женевских дискуссий по безопасности на Кавказе, уже состоялась 106 встреча. В диалоге принимают участие представители Южной Осетии, России, Грузии, Евросоюза и ОБСЕ.
Алена ДЖИОТЫ