Последние события в Грузии, связанные с неудачной попыткой сходу получить статус кандидата в члены Евросоюза, актуализировали вопрос о возможности продолжения политики маневрирования между различными геополитическими центрами, успешно проводимую правящей партией «Грузинская мечта» под чутким теневым руководством олигарха Бидзины Иванишвили. Возможно, не будь нынешнего кризиса в отношениях между Россией и коллективным Западом, Грузия по-прежнему смогла бы продолжить медленный бег в евроатлантические структуры, развивая при этом торгово-экономические отношения с Россией и все теснее контактируя с китайскими банками. Однако Запад, стремясь создать максимум проблем России по всему периметру границ с целью ослабить нажим российских войск на незадачливый киевский режим, обратил пристальный взор на свой, казалось бы, подзабытый грузинский плацдарм, в который на протяжении долгих лет вкладывались миллиарды долларов для реализации антироссийских проектов. Но тут выяснилось, что дух корпоративной солидарности с западными партнерами, когда-то носивший в Грузии характер культа, заметно поугас, когда от грузин вновь, как в 2004-2008 гг., потребовали принять активное участие в оказании давления на Россию.
«Евромайдан» как форма наказания
Отказ ЕС предоставить Грузии статус кандидата при том, что одновременно для Украины и Молдовы был включен зеленый свет, стал своего рода карательной санкцией за отказ присоединяться к беспрецедентным антироссийским санкциям. Хотя, разумеется, в данном случае в Тбилиси руководствовались не внезапными симпатиями к России, а вполне прагматичными соображениями. Грузинская экономика, с трудом пережившая карантинные ограничения периода пандемии коронавируса, может и вовсе обрушиться в случае полного разрыва торговых отношений с РФ. Российское зерно и туристов Грузии будет трудно заменить в ближайшей перспективе, как и найти новые рынки сбыта для своей продукции. Но на фоне тотальной борьбы против России и всего русского причитания грузинского руководства на Западе мало кто готов услышать. В результате правительство «Грузинской мечты» оказалось перед угрозой повторения киевского «Евромайдана» образца 2013-2014 года. Параллели усматриваются самые что ни на есть прямые. Напомним, что тогда поводом для массовых выступлений украинских националистов стал отказ президента Украины Виктора Януковича подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Вдохновляемые печеньками Нуланд, необандеровцы устроили переворот, ввергнув свою страну в хаос гражданской войны. То, что происходит с Украиной все последующие 8 лет – прямое следствие провокации или ловушки, организованной западными странами для тогдашнего руководства Незалежной.
Евромайдан 2014 года превратил Украину в мега Грузию времен Михаила Саакашвили, в крупнейший антироссийский проект, который должен был поставить жирный крест на перспективах дальнейшего возрождения России и прервать интеграционные процессы на постсоветском пространстве. В свое время тем же самым, но только в масштабах Кавказского региона, занимался Саакашвили после «революции роз». Созданный тогда в Грузии при поддержке западных спецслужб агрессивный режим предпринимал попытки импорта «революции» в другие постсоветские страны, включая среднеазиатские республики. Более того, грузинские спецслужбы активно поддерживали террористическое подполье на Северном Кавказе, рассчитывая на усиление центробежных тенденций и ослабление России, что, по замыслу Саакашвили, должно было помочь Грузии вернуть Южную Осетию и Абхазию. После поражения его партии на парламентских выборах 2012 года новые власти Грузии начали медленный отход от прежних агрессивных подходов, опасаясь нарваться на жесткий ответ России. Внешнеполитический курс «Грузинской мечты» базировался на нескольких ключевых моментах, в числе которых – продолжение попыток вступления в ЕС и НАТО, то бишь евроинтеграция, и возобновление торговых связей с РФ. «Мечтатели» рассчитывали, что снижение градуса напряженности в отношениях с Москвой позволит им улучшить ситуацию в сфере экономики, плюс снимет возражения со стороны ряда европейских стран, традиционно выступавших против принятия Грузии в евроатлантические структуры из-за нежелания конфронтации с РФ. Надо признать, что «Грузинской мечте» за 9 лет нахождения у власти удалось выполнить часть поставленных задач – торговля с Россией наращивается с каждым годом, а сотрудничество с ЕС и НАТО вышло на новый уровень. Грузия в 2014 году подписала соглашение об ассоциации с ЕС, неотъемлемой частью которого является положение об углубленной и всеобъемлющей торговле. В 2017 году граждане Грузии получили право без виз совершать туристические поездки в страны Шенгенской зоны. По линии контактов с НАТО также отмечается значительное продвижение, в том числе по части создания объектов инфраструктуры альянса на территории Грузии и проведения регулярных широкомасштабных учений с привлечением тяжелой техники американской армии. Было также подписано новое соглашение о военном сотрудничестве США и Грузии, в рамках которого Пентагон приступил к перевооружению грузинской армии современными противотанковыми комплексами и системами ПВО.
Украина испортила «медовый месяц» Тбилиси и Брюсселя
Еще в прошлом году, казалось бы, ничего не предвещало нынешние сложности в отношениях между Брюсселем и Тбилиси. Стороны пафосно вещали о достигнутых успехах в деле евроинтеграции Грузии, расписывая выгоды для грузинской экономики. Как отмечал грузинский МИД ровно год назад, к 2024 году Грузия планировала выполнить соглашение об ассоциации с Европейским Союзом на 60-65% и подать заявку на полноправное членство в объединении. «Грузия продолжает сближение с евро-регуляциями и евро-директивами, благодаря чему она признана ведущей страной-рефор-матором в регионе «Восточного партнерства», – отмечали в грузинском внешнеполитическом ведомстве в конце июне 2021 года.
Посол Евросоюза в Грузии Карл Харцель в свою очередь распространил поздравительное обращение, в котором отметил, что соглашения об ассоциации Грузии и ЕС – не просто технический документ, а «надежная основа для тесных отношений» Тбилиси и Брюсселя. «Мы отмечаем 7-ю годовщину подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Грузией, которое является надежной основой для наших тесных отношений. Это ключ к выявлению потенциала для достижения цели, намеченной нами совместно. Поздравляю с юбилеем как Грузию, так и Евросоюз! Надеюсь, что мы продолжим наши совместные усилия по дальнейшему укреплению нашего партнерства и еще большему сближению в ближайшие годы», – сказал Карл Харцель.
«Медовый месяц» в отношениях Тбилиси и Брюсселя закончился после решения Запада ввести беспрецедентные санкции против России после начала спецоперации на Украине. «Ведущая страна-реформатор» теперь в глазах европейских чиновников оказалась менее европеизированной, нежели Молдова с Украиной. К своему вящему разочарованию, тбилисский бомонд вновь, как в 2008 году, осознал, что в реальности от Грузии Западу нужна не приверженность так называемым европейским ценностям и нормам права, а готовность без возражений выполнять геополитический заказ, заключающийся в участии в любых антироссийских авантюрах. Как справедливо отметили некоторые эксперты, «Мечта», вещавшая столько лет о европейских перспективах Грузии, угодила в ловушку, поскольку выяснилось, что европейские чиновники видят главную преграду для своего влияния в Грузии именно в доминировании данной политической силы.
2022 год может стать решающим в плане определения будущего Грузии, многое зависит от того, удастся ли нынешним властям сохранить статус-кво в сфере внешней политики, или Грузия вновь будет ввергнута в очередной конфликт с Россией со всеми вытекающими последствиями. В руководстве «Грузинской мечты», похоже, больше не питают иллюзий насчет реальных условий для ускорения евроинтеграции. Как заявил 5 июля председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе, Грузия обязательно получит статус кандидата на вхождение в Евросоюз, если начнёт войну с Россией, но это слишком высокая цена. По его словам, предоставление такого статуса зависит не от того, насколько государство готово вступить в ЕС, а от политической конъюнктуры. «Если мы теоретически предположим, что к концу декабря в Грузии начнётся война, то, конечно, тогда нам будет гарантирован статус кандидата, хотя, согласитесь, что на такое соглашаться не стоит», – отметил Кобахидзе. Правда, он продолжает утверждать, что Грузии нужно продолжать добиваться статуса кандидата в ЕС. По мнению лидера «Мечты», к концу года ситуация будет не столь напряжённой, и Брюссель изменит своё отношение к республике. Расчет, надо сказать, сомнительный.
В Грузии на данном этапе пока нет непосредственной угрозы повторения трагического украинского сценария, массовые митинги протеста с участием грузинской оппозиции и НПО быстро потеряли свой эмоциональный запал, но сейчас возникла опасность присоединения многочисленного и легкого на подъем студенчества к «европротестам». Организация «Студенты за европейское будущее», объединяющая учащихся 15 грузинских вузов, обещает взять руководство протестным движением в свои руки и придать ему общенародный характер. Таким образом, в ближайшие полгода, которые отведены Евросоюзом на выполнение Грузией списка требований из 12 пунктов, нынешним грузинским властям предстоит пройти между Сциллой и Харибдой – с одной стороны убедить Запад в своей лояльности, чтобы избежать тбилисского «евромайдана», с другой – молча проигнорировать те требования, которые на практике приведут к смене власти в Грузии. В случае провала в деле выполнения этой действительно нетривиальной задачи Грузия в декабре 2022 года может столкнуться с серьезнейшими испытаниями.
А. ТЕДЕЕВ