/Все против всех: почему люди стали нетерпимы друг к другу…

Все против всех: почему люди стали нетерпимы друг к другу…

Каждый из нас в повседневной жизни сталкивается с хамством, агрессией определенных индивидов, возможно и общественных групп дома, на улице, в коллективе и т.д. Сегодня люди стали более нетерпимы друг к другу, и способствующим инструментом проявления агрессии, злобы и даже ненависти стали и соцсети. Естественно, человеку намного проще выплеснуть негативные эмоции на объект ненависти через соцсети, чем тет-а-тет, и здесь свою роль играет также чувство безнаказанности.

Так почему «все против всех»? Почему активизировались хейтеры? К этим вопросам с точки зрения науки подошел наш собеседник – кандидат юридических наук, до-цент, практический психолог, преподаватель кафедры педагогики и психологии ЮОГУ Сергей УШАКОВ.
По его словам, термин «общество» можно рассмотреть, как с точки зрения социологии, так и с политической, и политологической. Состоит общество из отдельных индивидов, больших и малых групп.
«Югоосетинское общество образовалось не сегодня. Оно образовалось из обществ, проживающих в Южной Осетии еще в дореволюционное время, потом сформировалось социалистическое общество. Сейчас у нас с точки зрения социологии, считаю — общество переходного периода», — уточнил он.

Ненависть в психологии
Как пояснил С. Ушаков, чтобы рассуждать о ненависти в обществе необходимо раскрыть термин «ненависть», ее причины и виды.
«Ненависть – социально отрицательное чувство, связанное с переживаниями человеком радости от конкретных неудач объекта ненависти. Ненависть связана с агрессией, желанием доставить человеку зло или причинить ему вред. Вызывается ненависть: действиями объекта; восприятием объекта ненависти как противоречащего убеждениям и ценностям субъекта; восприятием субъекта объекта ненависти как препятствие удовлетворения потребностей и достижения целей. В этих отношениях мы можем рассматривать и конфликтность. Конфликты могут быть межличностные, межэтнические, межгрупповые. Есть еще и вражда, проявляющаяся как межэтнические противоборства. Именно вражда была на территории Южной Осетии на протяжении 30 лет. Мы находились в обстановке боестолкновений, нарушена психика людей, распространялись различные заболевания психосоматического характера — поствоенный синдром и пост-травматические стрессовые расстройства», — рассказал он.

В психологии, как отметил Ушаков, социальная ненависть рассматривается как одна из сторон войны, политических и массовых беспорядков, геноцида, что было характерно и для Южной Осетии. Однако, уточняет эксперт, ненависть может возникать и в гражданской жизни. По миру известны многие ненавистные отношения по признакам национа-льности – этническая ненависть. Есть также межвозрастные и культурные столкновения.
«Таким образом, основные виды ненависти: национальная, религиозная, классовая. На бытовом уровне, в социологии является частью общественных отношений. В психологии она рассматривается и под термином «нетерпимость», как разделение на «своих» и «чужих», — сказал он.
Зависть и злоба
Зачастую можно наблюдать как положительные процессы в жизни, касающиеся всех слоев общества, вызывают не радость, а зависть и злобу.
Ушаков отметил: зависть в психологии – отношение к человеку, вызванное осознанием неосуществимости собственных желаний иметь то же самое, что есть у другого. К примеру, кому-то значительно повысили заработную плату, а другой не доволен уровнем своей зарплаты. Зависть, по его словам, сопровождается разными причинами, например, заниженная само-оценка. Зависть возникает и, когда кто-то добивается большего успеха в трудовой или служебной деятельности, в карьере, а также фи-нансовый и социальный успех.
«Если рассматривать зависть в психологии, она упирается в дет-ство. З. Фрейд писал: «Расскажите мне как вы воспитывались в семье, и я расскажу кто вы есть на самом деле». Основанием зависти является и человек в детстве, которого не учили принимать себя таким какой он есть, понижали его самооценку, ругали за двойку или ребенок не получил любовь в достаточном количестве для формирования собственной самооценки. С этих позиций можно рассматривать и иногда встречающуюся аг-рессию по вопросам разных стимулирующих факторов в республике», — подчеркнул психолог.
Что касается злости, Ушаков рассказал о его разновидностях: открытая и скрытая. Открытая мо-жет проявляться в виде антиобщественного деяния, действия или бездействия. Скрытая злость нап-равлена как на объект злости, так и на самого человека, и проявляется депрессиями. Симптоматика злости – грусть, обиды, молчаливое согласие и т.д.
Почему активизировались хейтеры?
«Мы знаем, что движущая сила общественного развития – критика. Хейтер в переводе – ненавистник. Ненависть, злобу и их основания для проявления и эмоции мы уже рассматривали выше. Хейтеры – новое явление в психологии и социологии, потому как появились в соцсетях, но это обыкновенная трусость. Вспомним, и раньше были т.н. анонимщики, кляузники, которые писали пасквили на людей. Хейтерство — реакция человека, отражающая его внутреннее состояние, и хейтеры ведут себя нетерпимо и агрессивно в результате нерешенных проблем или душевной раны. Причины – личная неприязнь, не-приятие чужого успеха, или плохое настроение», — сказал он.
Ушаков дал психологическую характеристику хейтера – человек отрицательно мыслящий, видит плохое и публикует негативные ма-териалы для повышения своей значимости, жажда славы, желает привлечь к себе внимание.
«Хейтинг ничего общего не имеет с конструктивной критикой. Критик аргументирует позицию, занимает сторону автора и рекомендует устранить недостатки. Хейтеру главное — очернить кого-то в различных целях. Бывают заказные хейтеры политической направленности, целенаправленно очерняют кого-либо. Противостоять им можно — удаление отзыва или блокировка. Когда общаетесь с хейтером, надо это делать без эмоции, попросите его уточнить смысл публикации, на что она направлена и аргументировать написанное. Спокойное взаимодействие, обстоятельный разговор заводит хейтера в тупик, большинство из них не могут ответить, что показывает анализ общения людей в соцсетях», — пояснил он.
Как преодолеть вражду, агрессию в обществе?
Как отметил Ушаков, преодоление агрессии и вражды – психологические аспекты, и, если говорить об этом на индивидуальном уровне, то надо научиться определять свои чувства, применять активную терапию – тренинги, а при общении использовать универсальные фразы, не оскорблявшие людей.
«Существуют и социологические аспекты с акцентуацией на межгрупповом уровне. Есть гражданское общество и власть, поэтому вражду и агрессию должны регулировать институты гражданского общества и властные структуры. Надо проводить разные мероприятия на снижение социальной нап-ряженности. Это целый процесс, алгоритм действий, хорошо раскрытых в социологии и политологии – прогнозирование и управление социальным конфликтом. Институты гражданского общест-ва, политические партии, властные структуры также должны устранять причины проблем, возникшие в результате политических и социально-экономических изменений», — сказал он.
Чтобы убрать конфликтность в обществе, считает психолог, надо знать этапы развития социальной напряженности. Например, изу-чить ее появление и развитие, и прогнозировать, т.к. недовольство между группами общества может нарастать. Необходимо все это выяснять и решать на основе гласности, секретов не должно быть, тайны порождают новые очаги напряженности.
«Усиление социальной напряженности, увеличение конфликтности в социуме, перерастание в открытый конфликт — должно прогнозироваться и управляться. У государства есть различные структуры: властные структуры, гражданское общество, политические партии и движения, которым во избежание социальной напряженности или конфликтности следует разрабатывать и реализовывать различные виды программ, на-правленные на эти цели», — заключил Сергей Ушаков.
Мадина БЯЗРОВА