На этой неделе в Нагорном Карабахе был нарушен режим прекращения огня. Азербайджан и Армения обменялись взаимными обвинениями. При этом в бюллетене Минобороны России о деятельности миротворцев сообщается, что Вооруженные силы Азербайджана нарушили режим прекращения огня в зоне нагорнокарабахского конфликта, в районе высоты Сарыбаба.
О том, какова ситуация в зоне конфликта, рассказал глава МИД Республики Арцах Давид Бабаян.
– Обстановка последние два дня была достаточно напряженная, но тенденции по стабилизации уже ясно вычерчиваются. Азербайджан в очередной раз предпринял агрессивные дей-ствия, по целому ряду направлений пытались просочиться на нашу территорию, подверглись обстрелу позиции армии обороны Арцаха, некоторые военные городки, расположенные далеко от границы. После этих неудавшихся попыток и соответствующих действий нашей армии, вовлечения миротворцев, политических процессов все идет к нормализации.
Но мы не считаем, что это будет окончательная и бесповоротная нормализация и будем готовы к любого рода сюрпризам, причем в любое неподходящее время.
– Какие меры предприняты с целью нормализации ситуации?
– Были задействованы различные механизмы контактов, в том числе с участием российской стороны. И это, наверное, сыграло ключевую роль. Сейчас ситуация стабилизировалась. Хотя чувство конфликтогенности пока существует.
– МИД Арцаха выступил с официальным заявлением, в котором призвал международное сообщество дать адресную оценку ситуации. Поступила ли реакция в ответ на это обращение?
– Реакция есть, но я попытаюсь представить эту реакцию. По большому счету, мы всегда очень позитивно воспринимаем реакцию разных стран мирового сообщества на то, что происходит в зоне азербайджано-карабахского конфликта и считаю, что это очень важно.
Реакция была со стороны разного рода международных организаций. Но достаточно негативным аспектом явилось то, что эта реакция во многом была какая-то безадресная. А в конфликтогенных ситуациях и регионах безадресность – это очень опасно. Уж лучше, чтобы не было никакой реакции, чем просто просьба остановить эскалацию ко всем сторонам. При том, что неправильно приравнивать друг к другу стороны, одна из которых является агрессором, а другая подвергается агрессии. Нам очень важно, чтобы были адресные заявления.
И в данном контексте я хочу особо отметить заявление МИД Южной Осетии. Оно было политически грамотным, включало элементы гуманизма, гуманитарного подхода, и было адресным. Я думаю, многим организациям следовало бы поучиться такому подходу. Это очень важно. Потому что безадресность, в конце концов, поощряет агрессию, ибо агрессор будет чувствовать себя безнаказанным.
– У вас также состоялся разговор с исполняющим обязанности главы МИД Южной Осетии. Расскажите, пожалуйста, о чем шла речь?
– Мне было очень приятно, что в самый разгар этой напряженности я получил звонок от Дмитрия Николаевича. Это было действительно очень важно с политической и просто моральной точки зрения. Мы высоко оцениваем наши взаимоотношения и намерены их и далее развивать и углублять.
– Есть ли у вас какие-либо прогнозы касательно того, как будет развиваться ситуация?
– Все зависит от целого ряда факторов. Закавказье является одним из самых ключевых геополитических регионов планеты. Здесь переплетаются и сталкиваются интересы как великих глобальных игроков, так и региональных. Поэтому Закавказье всегда является неким котлом, который перемешивает все эти интересы и планы. Кстати, в этом контексте очень важную роль играют Южная Осетия и Арцах. Во многом от этих двух маленьких субъектов зависит будущее геополитического ландшафта региона.
Диана КОЗАЕВА