Алан Тадтаев: «Южная Осетия должна отстаивать законные земли с твердой доказательной базой»

В интервью «ЮО» председатель парламента Алан Тадтаев подвел итоги 2021 года, прокомментировал заявление части депутатского корпуса об отрешении от должности Президента и призвал ветви власти сесть за стол и четко очертить госграницу Южной Осетии, создав твердую доказательную базу в этом вопросе.

– Алан Сергеевич, как оцениваете деятельность парламента за 2021 г.?

– Однозначную оценку деятельности парламента за 2021 г. дать сложно, учитывая обстановку из-за пандемии коронавируса. На работу закоргана повлиял и бойкот части депутатов – парламент долгое время не исполнял функциональные обязанности. Существовала необходимость принятия законов и определенных поправок в законодательство, а парламент не мог собрать кворум и вынести их на сессию. Эффективность работы парламента за 2021 г. оставляет желать лучшего. Потому что и пандемия, и бойкотирование работы парламента повлияли на деятельность законодательного органа не в лучшую сторону.

– Какие важные законопроекты были приняты в 2021 году?

– Один из важных законопроектов, принятых в 2021 г. – план социально-экономического развития РЮО на 2022-2025 гг., который затрагивает все сферы жизнедеятельности: сельское хозяйство, промышленность, туризм, рост социальных гарантий граждан РЮО.
Россия рассчитывает на самостоятельное развитие сельского хозяйства Южной Осетии, чтобы не зависеть от импорта продукции. Туризм востребован в России, поэтому программа затронула и эту отрасль. Программа амбициозная, и руководству республики придется потрудиться, чтобы претворить ее в жизнь. Ее реализация позволит открыть предприятия, появятся рабочие места, поднимется уровень доходов населения и увеличатся налоговые поступления в бюджет. Благодаря последним государство сможет поднять социальные гарантии и выплаты пенсионерам и другим категориям граждан. В программе есть конкретные предложения, но не каждый представивший проект сможет осилить такой объем инвестиций. Думаю, будет создана комиссия для отбора наиболее жизнеспособных проектов, способных принести реальную прибыль в экономику республики и насытить рынок Южной Осетии продукцией.
Кроме того, приняты бюджет и законопроекты в социальной сфере, один из них – выплаты больничных листов. Поправка, которую мы внесли, позволит выплачивать эти выплаты с повышенной зарплаты – это существенная разница. Парламент принял и другие важные законопроекты.

– Взаимодействие парламентариев с избирателями. Насколько активно ведется работа со стороны законодателей в этом направлении?

– Депутат парламента избран народом и обязан работать с избирателем. Уверен, каждый депутат в меру возможностей и времени работает с населением. Со своей стороны отмечу, у меня нет приемных дней – прием граждан ведется ежедневно. Парламент совместно с исполнительной властью старается решать вопросы, волнующие народ. Некоторые заявления адресую профильным комитетам, и они их решают. В этом направлении депутатами проводится работа на соответствующем уровне.

– Одна из составляющих работы закоргана – межпарламентская деятельность. Есть ли позитивная динамика в углублении межпарламентских связей с дружественными нам государствами?

– Пандемия внесла серьезные коррективы во внешнеполитическую деятельность парламента. Конечно, хотелось больших результатов в работе с коллегами из России и других союзных государств, но ограничения, введенные из-за коронавируса, касаются и деятельности парламента. В целом в 2021 г. межпарламентская работа проводилась онлайн.
Тем не менее, в частности парламент в 2021 г. направил в Москву представителей в качестве международных наблюдателей на выборы в Госдуму РФ. 20 сентября в День Республики мы принимали делегацию парламентариев Сирии, ДНР и ЛНР во главе с председателями парламентов.
Кроме того, постоянно взаимодействуют члены межпарламентской комиссии РЮО и РФ. В 2021 г. делегация Совфеда РФ приезжала в РЮО. В рамках заседания межпарламентской комиссии подписали соглашения о намерениях, которые будем продвигать. Мы намерены наращивать сотрудничество с парламентариями дружественных государств. Думаю, 2022 год будет плодотворным в плане межпарламентского сотрудничества.

– Парламентарии намерены в этом году вновь поднять вопрос признания геноцида осетин со стороны Грузии?

– Вопрос признания геноцида не должен сходить с повестки дня парламента. Геноцид был совершен в 1920 г., с 1989 по 2004 гг., а также в 2008 г., мы обязаны собирать доказательную базу, чтобы донести ее до мирового сообщества и убедить, что действия, предпринимаемые Грузией в отношении южных осетин – геноцид. В рамках деятельности совместной рабочей комиссии в 2020 г. мы встретились с российскими коллегами, но в связи с пандемией не удалось сделать это в 2021 г. Думаю, в 2022г. работа будет продолжена. Мы надеемся, что проведем совместное заседание, поделимся материалами по геноциду, а после примем решение выносить на уровень Госдумы вопрос о признании геноцида осетин.

– Над какими законопроектами в 2022 г. парламент намерен работать?

– В рамках интеграционных процессов приводим законодательство РЮО максимально приближенным к законодательству РФ. Мы должны сопоставить все законы, законодательные и подзаконные акты, чтобы они не противоречили друг другу, как «Закон о выборах президента» и «Закон об основных избирательных правах на выборах». ЦИК внесла поправки, чтобы они соответствовали друг другу. Но законопроект не прошел пока необходимые процедуры – заседание комитета, т.к. по уважительной причине не смогли собрать кворум. Комитет рассмотрит законопроект, и от его решения зависит – будет он вынесен на сессию или нет.
В этом русле каждое ведомство должно поработать с парламентом и привести законы в соответствии с нормами и с Конституцией – основным законом РЮО. Я упомянул о программе социально-экономического развития на 2022-2025 гг., по которой нам также необходимо принимать ряд законопроектов и поправок в бюджет по мере реализации программы и поступления финансовых средств, выделенных Россией.

– Как Вы оцениваете деятельность правительства за 2021 год?

– Деятельность правительства полностью зависит от бюджета, а бюджет Южной Осетии на 80% состоит из средств России, поэтому деятельность правительства РЮО введена в рамки. Много средств уходит на борьбу с пандемией – выплаты, приобретение лекарств, оборудования и т. д. Бюджет Минздрава значительно повышен – на выплаты медикам, работающим в «красной зоне» выделены средства с фондов Правительства и Президента.
Напомню, Инвестпрограмма в 2021 г. реализована на 94%. Исходя из этого, работу правительства оцениваю на удовлетворительно. Но в работе любого ведомства есть как плюсы, так и минусы и, думаю, правительство в 2022 году будет работать более плодотворно.

– Один из актуальных и резонансных вопросов в югоосетинском обществе за последние месяцы – государственная граница с Грузией…

– Госграницу Южная Осетия определила, провозгласив республику, но она не была четко определена. После событий 2008 г. прочерчена линия, за которую выброшены грузинские войска. Работа по определению границ проводилась руководством РЮО и РФ. В 2009 г. создана первая комиссия под руководством Б. Чочиева.
В 2010 и 2011 гг., по имеющейся информации и картам генерального штаба МО РФ, очертили контур границ, где и встали российские пограничники по договору об охране границ РЮО.

Вторая комиссия создана в 2012 г., председателем ее был Мурат Джиоев. Были собраны материалы, по которым в 2015 г. заказана карта госграниц РЮО в Пятигорском аэрогеодезическом центре. По имеющейся информации, комиссия не брала за основу Декрет об образовании ЮОАО от 1922 г. Тогда в архивах работала и парламентская комиссия во главе с Р. Тедеевым, и по описанию Декрета получилось, что некоторые участки госграницы не совпадают с границами, которые представила комиссия.
Президент Бибилов создал новую комиссию, т.к. вопрос был спорным. Предварительные итоги работы комиссии известны. По собранной информации данные разнятся, и возникают вопросы, которые обсудят в рамках Комиссии и, надеюсь, придем к общему знаменателю. Давно пора четко очертить наши границы, взвесить все «за» и «против». И не преподносить вопрос в одностороннем порядке. Президент на последней сессии предложил депутатам создать парламентскую комиссию, и выразил готовность ответить на интересующие членов комиссии и общество вопросы. Что не было сделано. Вопрос о госгранице важный, надо убрать эмоции и на холодную голову сесть за стол, решив его совместными силами, чтобы далее РЮО с твердой доказательной базой могла отстаивать свои законные земли. В этом вопросе спекуляций не должно быть!

– Прокомментируйте нам недавнее заявление части депутатов.

– На днях я получил заявление от группы депутатов об импичменте президента, которое в ближайшее время будет вынесено на сессию. Но, чтобы отрешить президента от должности, предусмотрена достаточно трудоемкая процедура – после парламента заключение должны дать Верховный и Конституционный суды. Напомню, что КС не сформирован в Южной Осетии. Группа депутатов заведомо знала, что заявление реальных действий не повлечет, т.к. невозможно выполнить данную процедуру. Кроме того, все доводы, обозначенные частью депутатов – не обоснованны. Повторю, на последней сессии президент выразил готовность ответить на интересующие вопросы, в т. ч. и по госгранице. Но комиссия не собралась, отсюда вывод – членов комиссии мало интересуют ответы президента на вопросы, которые они же и поставили перед ним. Заявлению будет дана правовая оценка и парламент рассмотрит это предложение группы депутатов на сессии, где будет решено пойдет ли дальше данная процедура или снимется с повестки дня.

Мадина БЯЗРОВА