Алан Джуссоев: «Формат союзного государства – возможный вариант межгосударственного сотрудничества Южной Осетии и России»

На днях Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Отдельным подпунктом в документе обозначена приоритетность межгосударственного взаимодействия с некоторыми странами, в их числе с Южной Осетией.
«Углубление сотрудничества с государствами – участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия на двусторонней основе и в рамках интеграционных объединений, в первую очередь Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Союзного государства», – в частности, отмечено в документе, опубликованном на официальном сайте Президента РФ.
Кроме того, как было замечено российскими экспертами, в новой редакции Стратегии нацбезопасности РФ исчезли некоторые пункты, а именно – о «выстраивании полноценного партнерства» с США и об «укреплении взаимовыгодного сотрудничества» с Евросоюзом. Однако появились новые задачи и цели, которые руководство России поставило во главу угла – охрана окружающей среды, информационная безопасность и укрепление суверенитета в информационном пространстве.
Мы попросили прокомментировать некоторые пункты документа первого замруководителя Администрации Президента Алана Джуссоева.

России приходится сталкиваться с угрозами и вызовами стран НАТО
«Президент РФ обозначил основные концепции и тезисы национальной безопасности России во вновь принятом документе. По внутренней политике это – повышение благосостояния граждан, улучшение социально-экономической ситуации, рост самодостаточности РФ на мировом рынке в экономической сфере, учитывая достаточно жесткую санкционную политику в отношении России так называемого коллективного Запада», – сказал он.
По внешней политике Джуссоев обратил внимание на то, что на первое место вышли вопросы кибербезопасности – важная составляющая в современном мире. Цифровизация — мировой тренд за последние десять лет, и все страны активно переходят на цифровую экономику и цифровой документооборот. Также особое внимание, считает эксперт, уделяется вмешательству во внутренние дела России извне – через общественные, правительственные и коммерческие организации, а также иностранных агентов.
Что касается угроз со стороны США, а также всех стран-участников НАТО, они, по мнению Джуссоева, повышаются, и доказательством тому служат последние инциденты в Крыму и в Черноморском бассейне, у российских западных границ, северного морского пути. В последнее время Россия ощущает на себе давление стран НАТО практически по всей границе, начиная с западных и заканчивая восточными.
«Очень важный момент — вывод американских войск из Афганистана. Это может создать России определенные проблемы на границе между Афганистаном и странами Средней Азии – Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Договорённости по охране государственной границы есть только с Таджикистаном. Сейчас в Афганистане идет активизация террористических группировок, в основном движения Талибан. Следовательно, необходимо укреплять границы, военное сотрудничество с Туркменистаном и Узбекистаном, так как в скором времени по всему участку российской границы с перечисленными выше государствами могут возникнуть мелкие провокации военного или политического характера.
Яркий пример – ситуация с английским военным кораблем в Черном море. Подобные провокации еще будут и это будет идти вместе с политической составляющей – активизация несистемной позиции в РФ, усиление военного компонента в Украине, присутствие стран НАТО в Черноморском бассейне. Мы сегодня являемся свидетелями этих процессов», – отметил замруководителя АП РЮО.
Немалое значение, по его словам, имеют и определенные государственные интересы отдельных стран-участников НАТО, допустим, Турции, которая и не скрывает своего интереса к Нагорному Карабаху, куда Россия ввела свои миротворческие войска. «У Турции, как известно, есть свои интересы в Черноморском бассейне. Кроме того, никто из стран западной коалиции не скрывает, что им не нравится то, что Крым сегодня является частью России, что мешает освоению Черноморского бассейна странами НАТО», – констатировал он.

Научиться самостоятельно решать вопросы
«В Стратегии нацбезопасности РФ на ближайшие годы четко прописано, что Россия будет укреплять и углублять свои взаимоотношения со странами СНГ, Белоруссией, Южной Осетией и Абхазией – в рамках существующих форматов ОДКБ, ЕАЭС и Союзного государства. В 2016 году было подписано соглашение о едином контуре безопасности между РФ и РЮО. Соглашение на территории РЮО осуществляется силами 4-й военной базы, погрануправлением ФСБ РФ, Минобороной РЮО и остальными силовыми структурами РЮО», – сказал он.
Отдельным пунктом, по мнению Джуссоева, можно рассматривать межгосударственное экономическое сотрудничество, потому как в документе определены форматы сотрудничества. Однако, считает наш собеседник, надо подумать, в рамках какого из форматов взаимодействие с РФ будет реализовываться для Южной Осетии и Абхазии.
«Полностью под формат и стандарты ЕАЭС мы не подходим по очень многим параметрам. Первым из них является все-таки политический параметр, потому что Южная Осетия — это частично признанное государство. Мы не входим в международные и межгосударственные организации, наших представителей в этих организациях нет. Южная Осетия не имеет возможности выходить на международные площадки для отстаивания своих позиций. Сегодня мы работаем в рамках двухстороннего взаимодействия с Россией по всей линейке проблем и вопросов, которые есть и в межгосударственных взаимоотношениях, и в югоосетинской внутриэкономической и внутриполитической сфере. Иными словами, я не знаю, как формат ЕАЭС может улучшить и дать импульс для развития социально-экономической сферы Южной Осетии», – уточнил он.
Однако, как пояснил Джуссоев, в России есть интересный формат межгосударственного сотрудничества – Союзного государства. Он используется во взаимоотношениях между Белоруссией и Россией, где предусмотрены надгосударственные структуры, межправительственные и межпарламентские органы. По мнению первого замруководителя АП РЮО, во взаимодействиях Южной Осетии и России стоит попробовать использовать именно такую форму двухсторонних отношений.
«Сегодня в Южной Осетии есть проблемы с таможенным оформлением при пересечении грузов, граждане РЮО обязаны соблюдать определенные формальности, которые стандартизированы в ЕАЭС. Но объективное, стопроцентное их выполнение с югоосетинской стороны невозможно. Потому что экономика РЮО полностью завязана на РФ, наше государство не имеет экономического взаимодействия с третьими странами. Считаю, что нам больше подходит двусторонний формат отношений – Союзного государства, но возможно, с частичной стандартизацией под стандарт ЕАЭС в той сфере, где они реально применимы на практике в Южной Осетии», – подчеркнул он.
Как отметил Джуссоев, перед Южной Осетией стоит важная задача – научиться самостоятельно решать вопросы и искать выходы из положения, стараться быть привлекательными как экономическая площадка, быть стабильными в политическом направлении.
«Иными словами, чем мы более стабильны в политическом отношении, тем привлекательнее для разного рода бизнеса. Замечу, что в последнее время в Южной Осетии стало побольше туристов. Нам есть что развивать и куда двигаться, конечно, при поддержке экономического партнера – России, которая всегда откликается и поддерживает нас. Только необходимо правильно формулировать проблемы, стараться самим принимать больше участия в решении этих вопросов и предоставлять нашим стратегическим партнерам варианты решения проблем. Повторюсь, с учетом сложной ситуации, которая складывается вокруг России, никто не будет за нас думать и решать проблемы внутренней и внешней политики, социальной и экономической сферы и весь спектр вопросов и проблем, существующих сегодня в РЮО. Это должны делать мы сами», – резюмировал Алан Джуссоев.
М. БЯЗРОВА