«Адвокаты дьявола»: Миссия ОБСЕ покинула ДНР и ЛНР

«Деятельность специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине спешно завершается, в очередной раз продемонстрировав очевидные противоречия между реальным содержанием выполняемой сотрудниками ОБСЕ работы и заявленными уставными целями», – заявил начальник Информационно-аналитического управления администрации президента Южной Осетии Юрий Вазагов.

1 марта информагентства сообщили, что Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ окончательно покидает Донбасс. По информации Совместного центра контроля и координации режима прекращения огня ДНР, из Донецка к российской границе потянулась вереница автомобилей СММ ОБСЕ. «Донецк покинули абсолютно все сотрудники миссии, стоянка для автомобилей ОБСЕ у отеля, где квартировалась миссия, пуста. Все 43 автомобиля СММ ОБСЕ выдвинулись из Донецка в сторону границы России», – цитирует руководителя представительства ДНР в СЦЦК Руслана Якубова издание «Военное обозрение».
Издание пишет, что ранее генсек ОБСЕ Хельга Шмид заявила: эвакуация сотрудников СММ ОБСЕ из Донецка и Луганска пройдет через территорию России. «Обе миссии прекратили работу уже несколько дней назад и сидели в гостиницах, ожидая команды на выезд. В Луганске подтвердили убытие миссии СММ ОБСЕ. В администрации отеля «Славянская» подтвердили, что миссия убыла в полном составе, причем сотрудники покидали гостиницу в спешном порядке…», – сообщает «Военное обозрение».

Ангажированный подход

Юрий Вазагов отметил, что свою работу ОБСЕ в Украине начала еще в марте 2014 г. В течение восьми лет примерно 500 сотрудников специальной мониторинговой миссии должны были объективно и беспристрастно следить за ситуацией на Донбассе, способствовать диалогу между участниками конфликта. Между тем, по словам главы управления, на практике их деятельность была больше направлена на прикрытие военных преступлений, совершаемых украинскими войсками и так называемыми нацбатами в отношении мирного населения народных республик Донбасса.
«Кроме того, представители ДНР и ЛНР неоднократно обвиняли их в передаче координат и иных данных, касающихся обороны народных республик, украинской стороне. Из-за необъективности и явного пособничества киевским властям в ДНР и ЛНР прозвали сотрудников ОБСЕ «адвокатами дьявола». Фактически миссия ОБСЕ занималась на Донбассе тем же, чем «прославились» ее наблюдатели в зоне грузино-осетинского конфликта вплоть до августа 2008 г. В Южной Осетии точно так же были зафиксированы многочисленные факты разведывательной деятельности офицерами миссии ОБСЕ в интересах стран НАТО и Грузии. Они помогали грузинской разведке выяснять расположение позиций югоосетинской армии, численность подразделений и многое другое», – напоминает Вазагов.
При этом, добавил Вазагов, в отчетах, регулярно предоставляемых в Постоянный совет ОБСЕ в Вене, руководство миссии скрывало подготовку Грузии к силовому решению вопроса с Южной Осетией, и преступления террористического характера в отношении мирного населения РЮО.
«Многочисленные теракты, артобстрелы, действия грузинских снайперов, захваты заложников, блокада Цхинвала, включая прекращение водоснабжения – эти и другие преступления грузинской стороны неизменно оставались без должного реагирования со стороны ОБСЕ.

И напротив, любые попытки осетинской стороны укрепить свои позиции на подступах к Цхинвалу, чтобы воспрепятствовать атакам грузинских войск, встречали моментальное противодействие ОБСЕ. Еще одно направление миссии ОБСЕ в Грузии – целенаправленная работа по формированию в Южной Осетии прозападного и прогрузинского лобби из представителей общественности. Но подобного рода планы потерпели полный крах», – подчеркнул он.
По его словам, особого внимания заслуживает поведение миссии ОБСЕ перед началом грузинского вторжения в Южную Осетию в августе 2008 года, когда ОБСЕ ничего не сделала для предотвращения кровавой авантюры, а ее отдельные сотрудники, признавшие ответственность Грузии за агрессию против РЮО и военные преступления, были немедленно уволены.
«Основная причина однобокости и необъективности в деятельности ОБСЕ на постсоветском пространстве, в очередной раз приведшая к тяжким последствиям – ярко выраженная антироссийская направленность и стремление отстаивать интересы США и их сателлитов в том или ином регионе. Подобный ангажированный подход делает нецелесообразным вовлечение ОБСЕ в какие-либо переговорные форматы», – отметил Вазагов.

Под сильным влиянием западных стран

Постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич считает, что Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на территории ДНР и ЛНР потеряла смысл.
«Руководители миссии показали свою неспособность потому, что были под сильным влиянием западных стран, считавших ОБСЕ механизмом дополнительного давления на Россию и всячески поддерживали в этом смысле стремление Украины подчинить себе этот международный механизм в собственных интересах, в интересах идеологии о том, что Донбасс в нынешнем виде – территория под контролем неких террористов, и всячески использовали возможности СММ, чтобы и шельмовать, и дезориентировать международное сообщество о том, что реально там происходит», – приводит слова Лукашевича агентство РИА Новости.

По его словам, руководство ДНР и ЛНР пыталось через СЦКК доводить конкретные факты до миссии, но, к сожалению, тщетно.
«После эвакуации, на мой взгляд человека, видевшего миссию в действии с 2015 года, когда я заехал сюда, я вижу совершенную бесполезность в восстановлении каких-либо возможностей, тем более – с появлением субъектов международных отношений в лице двух суверенных республик, теряет смысл вообще какая-то мониторинговая деятельность на территории Донецка и Луганска. Что касается Украины – не знаю», – говорит постпред.
Алена ДЖИОТЫ