Начальник структурного подразделения Комитета геологии, экологии и природопользования РЮО, охраны животного, растительного мира, особо охраняемых природных территорий республики является незаурядной личностью и неотъемлемой частью истории нашего народа, прошедшего через горнило двадцатилетней агрессии. Юрий Степанович все годы активно сотрудничал с нашей газетой. Высокая квалификация и неоценимый сорокалетний опыт практической работы в органах природоохраны направлены на единую стратегию государства, – сохранение природных ресурсов.
Его интересные профессиональные материалы под рубриками «Окно в природу» и «Экология» полюбились читателям. Обладает даром художественного и поэтического изложения. Более 80 материалов опубликовано только на страницах нашей газеты. 2020 год – юбилейный для Юрия Газзаева – ему исполнилось 70 лет.
– Юрий Степанович, Ваш юбилейный год и месяц совпали с великой датой – 75 годовщиной Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Вы, одним из первых не только в Южной Осетии, но и в России, поднимали вопрос создания патриотического движения подобного всемирной акции «Бессмертный полк». Что Вас к этому подтолкнуло?
– В Осетии нет семьи, куда война не принесла горя потери родных. Все мои предки по отцовской и материнской линии воевали за Россию и Родину на всех исторических этапах. Мой отец, имея бронь, добровольцем вместе с дедом ушел на войну. Два ранения. Дошел до Австрии. Награжден боевыми орденами и медалями. Умер в 2001 г., унеся с собой осколок у сердца – память войны. В 1943 г. дед тяжело ранен. Вернулся инвалидом, вскоре умер. Дед по матери, Кудзагов Николай Лекович – Герой Гражданской и участник Великой Отечественной войны – кавалер шести Георгиевских крестов. Комментарии излишни. То же со стороны моей супруги, Бетеевой Ларисы Александров-ны. Отца, Бетеева Александра Садуловича забирают на войну с девятого класса, в шестнадцать лет. Воевал до конца войны. До этого ушел на войну его старший брат Бетеев Дмитрий (Митя) Садулович, пропав без вести в боях у Керчи. И эти неполные эпизоды двух семей – не самые трагичные из истории осетинского народа в Великую Отечественную войну.
Я обращался к членам Правительства о создании из школьников и студентов сводного парадного отряда, имеющего права в день Победы 9 мая носить боевые ордена и медали своих отцов и дедов и прадедов или проносить их в ином виде. Но время было не то. Напомню, что 2008-2011 гг., в Южной Осетии произошла крупнейшая финансово-экономи-ческая диверсия, отбросившая развитие государства на десятилетие. Вторым моим шагом тогда было официальное обращение в Парламент республики, о создании закона, позволяющего носить в день Победы воинские регалии отцов, дедов, и прадедов, – детям, внукам и правнукам. Ответ: «никто не запрещал никому выносить портреты ветеранов, участников Отечественной войны. Так пусть и выносят…». Разве чиновники, поставившие мародерство на государственный уровень, могли думать иначе?
Преклоняю голову перед Жанной Зассеевой, понимающей важность патриотического воспитания. Она провела титаническую работу по созданию в РЮО «Бессмертного полка». Благодарен всем, кто работает во имя завтрашнего светлого дня и будущих поколений…
– Юрий Степанович, в Ваших печатных материалах Вы отслеживаете, анализируете процессы охраны природы с 1989 года. Расскажите о самых трудных периодах далеких дней.
– С начала агрессии 1989 г. нетрудно было предвидеть, какой невосполнимый ущерб будет нанесен природе в условиях энергетической, экономической блокады, ведущей к глубокой гуманитарной катастрофе. В условиях энергетической блокады население вынужденно бесконтрольно вырубало огромные площади лесных массивов. Срочно требовалось создать госструктуру по планированию и заготовке топливной и деловой древесины для обеспечения населения и формирований по защите Отечества. Этот вопрос не сходил с повестки дня при Торезе Кулумбегове, Олеге Тезиеве, Алане Чочиеве, Резо Хугаеве, Мелитоне Казиеве. Нужно понять, государство не имело возможности финансирования какой-либо природоохранной структуры. Часто и регулярно государство вынужденно продавало лес за пределы республики, чтобы немного пополнять бюджет. Управление лесного хозяйства выдвинуло предложение о создании во-оруженной структуры лесничеств. Вопрос прорабатывался, но не был осуществлен. Но лесники не бросили работу, выполняя ее без денежного вознаграждения. Мною было выдвинуто предложение о создании Экологической полиции, но и это предложение было со временем отклонено ввиду малочисленности служащих МВД. В условиях гуманитарной катастрофы попытки создать действенную природоохранную структуру были нереальны. В конце 1989 – начале 1990 г. меня вызвали в Москву, как государственного инспектора системы Министерства рыбного хозяйства СССР. Не буду освещать ряд вопросов интересующих руководство ведомства, касающихся положения Южной Осетии на тот период, но я передал заявление-предложе-ние: в целях сохранения уникальной природы Южной Осетии, природных ресурсов в условиях экономической и энергетической блокады со стороны Грузии – профинансировать природоохранные структуры, в частности Юго- Осетинскую Государственную инспекцию охраны рыбных запасов через Северную Осетию. Было обещано, что вопрос рассмотрят на более высоком уровне. В дальнейшем меня вновь вызывают в Москву, сообщая, что вопрос рассмотрен, но окончательного решения не вынесено. Но в это время открыто происходит беспрецедентная работа по развалу России, так что ждать на тот период помощи извне не приходилось.
Создание природоохранных структур было тяжелым и непродуктивным процессом. Созданные с 1993 г. природоохранные органы развалились, в виду некомпетентного руководства, ставившего на первый план личное благополучие. Провал кадровой политики, непрофессионализм, когда подбор кадров проходит по родственному признаку и как следствие безнаказанность, недисциплинарность и конечный развал…
С 1993 г. по настоящее время, в части охраны животного и растительного мира подготовлен всего один специалист с высшим специальным образованием. Лучшее положение в Управлении лесного хозяйства республики, которому РСО-Алания по межгосударственному договору готовит профильные кадры. Создание крупных структурных формирований с разными тактическими и стратегическими целями, противоречащими друг другу бесперспективны в наших условиях работы. Направленный на развал государства пример – создание в начале февраля 2010 г. Министерства экономики, поглотившего 12 ключевых министерств и ведомств республики. Хаос, экономическо-финансовая диверсия, приведшая к дестабилизации республики. Такое катастрофическое положение вынудило меня в докладной на имя и.о. президента республики и Председателя Правительства Бровцева обвинить Правитель-ство в преднамеренном и планомерном уничтожении природоохранной службы.
– Юрий Степанович, как Вы охарактеризуете положение органов природоохраны в республике сегодня.
– Канули в лету Комитет охраны природы и окружающей среды, Республиканская природоохранная инспекция, Министерство природных ресурсов и экологии, Комитет природных ресурсов и экологии, Управление природных ресурсов и экологии РЮО. Но как видно, губительные для природы Южной Осетии жизненные примеры никого и ничему не учат …
Глумление над природой Южной Осетии в течение десятилетий путем уничтожения природоохранной системы, повлекшим уничтожение флоры и фауны – продолжается. Уничтожение и негативное воздей-ствие на экосистемы в районах основных рек и речушек, превышающих параметры выработки, истощающие запасы песчаной-гравийной смеси. Многолетняя вырубка леса в водоохранных зонах бассейнов рек и речушек, превышающих нормативные параметры выработки, истощившие запасы песчано-гравийной смеси и ведущая к значительному обмелению рек.
Бесконтрольно завозятся новые, нехарактерные виды животного, растительного мира, в том числе новые виды змей, рыбы и крупных животных ведущих к уничтожению и деградации аборигенных видов, в частности, к уничтожению аборигенного вида благородного кавказского оленя. Виды декоративных и диких растений из дальнего зарубежья, являющиеся распространителями и переносчиками болезней к которым у аборигенных видов животных и растительности нет иммунитета. Это не полный перечень нарушений.
– А Вы предпринимали попытки исправить положение?
– Неоднократно делались попытки, чтобы выправить положение, в частности, в письме на имя экс-президента я внес предложение о выделении моего отдела в самостоятельную структуру – Уп-равление или инспекцию охраны животного, растительного мира при Президенте, не меняя штатной численности отдела – 27 человек. Однако все осталось, как было, и привело к тому, что я предвидел – к неэффективной работе.
Возможно ли отделу из двух специалистов в государстве, контролировать выполнение исполнения законов «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», связанные с ними Лесной, Водный, Земельный Кодекс?
Для выполнения такого объема работы в России задействованы десятки служб Росприроднадзора, десятки ведомственных учреждений субъектов России. Самостоятельные природоохранные структуры органов исполнительной власти. В их числе Министерства, Комитеты, Управления, специально уполномоченные органы – госохотнадзор, госинспекции рыбоохраны, госинспекции по ООПТ, Госучреждения по стойкому использованию животного мира, регулированию животного мира…
Подчеркиваю, издевательства над природой Южной Осетии будут продолжаться, пока вопросам статуса не уделят должное внимание, как главного вопроса для построения эффективной работы по сохранению и воспроизводству системы возобновляющихся природных ресурсов.
– Что Вам удалось сделать до сегодняшнего дня?
– Считаю значимым вкладом в дело сохранения природы Южной Осетии создания Республиканской природоохранной инспекции, проект Положения которой был разработан мной, работая в дальнейшем заместителем начальника этой инспекции в составе Правительства. Тогда же впервые в истории существования нашей республики проработано Положение об ООПТ и создания заказников – Чеселтского, Летского и Ципрано-Тлийского. Предложение одобрено и Постановлением Правительства за №137 от 4 июля 2003 г. ландшафты заявленных территорий задействованы сроком на 5 лет.
В 2010 г. моим отделом разработан проект Положения Юго-Осетинского (Лиахвского) заповедника, подготовлена вся нормативно-правовая и техническая документация, финансовое обоснование на структуру и штатную численность и.т.д. Дана моя рекомендация на должность директора заповедника Бестаева А. З., поддержанная Министром природных ресурсов Дзерановым В.Г. и утвержденная Правительством.
Отделом разработаны проекты законов – «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире». Мной создана общественная организация «Общество охотников и рыболовов». Подготовлены проекты Положений государственных учреждений: «Знаурский государственный природный заказник», «Квайсинский государственный природный заказник», проекты Положений Джалабет-Синагур-ского государственного заказника.
Нельзя не отметить большую работу по борьбе с наблюдающимися очаговыми вспышками бешенства в республике с 1993 г. Анализ и прогнозирование причин возникновения у нас бешенства среди диких животных, и перенос этого вирусного, природно-очагового смертельного заболевания в среду обитания человека не раз описывался мной на страницах газеты. А после 2008 г. и интенсивной борьбой с этим заболеванием. Также, по вопросу выполнения «Государственной комплексной целевой программы по предупреждению заболеваемости бешенством людей и животных в Республике Южная Осетия на 2015-2017 годы» успешно реализована в части охот хозяйственных мероприятий.
За этими сухими словами созидания, в условиях постоянного противостояния с лицами, ставившими личные интересы выше государственных, стоит непонятный для неспециалиста объем работы. Формат нашей газеты не позволяет более обширного изложения, но нельзя не упомянуть о вновь созданном заповеднике в Знаурскои районе.
Впервые в истории Южной Осетии идет работа над созданием книги государственного значения – «Государственный фаунистический кадастр Республики Южная Осетия» – являющаяся первым этапом инвентаризации фауны, точкой отсчета создания полного кадастра флоры и фауны Республики Южная Осетия и Энциклопедии флоры и фауны Республики Южная Осетия.