Югоосетинские врачи и глава Администрации Ленингорского района по поводу смерти Тенгиза Мартиашвили

Некоторые пользователи осетинского сегмента «Facebook» репостят опубликованную 2 августа в иностранных СМИ статью «Один случай закончился трагедией – человек умер». В ней отмечается, что ранее в одной из клиник города Мцхета от сепсиса, вызванного конго-крымской геморрагической лихорадкой, скончался 70-летний житель села Мартиани Ленингорского района РЮО Тенгиз Мартиашвили. Как указано в материале, югоосетинские врачи своевременно не дали родным больного разрешения вывезти его на госпитализацию в Грузию. Кроме того, в статье отмечается, что с приходом нового главы администарции Ленингорского района Иллариона Гагиева начал действовать запрет на вывоз больных на лечение в Грузию. В этой связи у нас состоялась беседа с югоосетинскими врачами и Гагиевым.

По словам и.о. главного врача Ленингорской районной больницы Сергея Кочиева, Мартиашвили привезли к ним 26 июля в 9:05 утра. За пару дней до этого он вызывал сельского фельдшера. Сказал, что съел просроченную колбасу. У него были жалобы, характерные для пищевой интоксикации. Температуры не было. Больному поставили капельницы, ввели раствор Рингера, прописали абсорбенты. В тот же день к вечеру пациент отмечал, что его состояние улучшилось. После этого Мартиашвили дважды вызывал скорую помощь из райцентра. Но оба раза больной отказывался от госпитализации. Дорога от райбольницы до его дома занимает два часа.
«Наконец на третий раз его уговорили и привезли в нашу больницу. Невролог Джемал Бедоев осмотрел Тенгиза. Температуры у него не было. Был поставлен предварительный диагноз – вестибулоатаксия неясного генеза», – говорит Кочиев.
Бедоев связался с заведующей неврологическим отделением Республиканской больницы в Цхинвале Валентиной Джигкаевой. И они решили перевезти Мартиашвили на дополнительное обследование в Цхинвал – в Республиканский медицинский многопрофильный центр, структурным подразделением которого является и Республиканская больница. В Ленингорской райбольнице больной пробыл не более часа.
Как отметил Кочиев, родственники Мартиашвили утверждали, что у него инсульт, и настаивали на необходимости отправки его на лечение в Грузию. Однако внешних признаков инсульта у пациента не было.
По словам главврача, есть определенный порядок, согласно которому руководство Ленингорской райбольницы может само направить поступившего к ним пациента на лечение в Грузию. Для этого необходимо решение консилиума врачей райбольницы. Если у человека острый инфаркт миокарда, геморрагический инсульт и т.д. и он нуждается в экстренной высокотехнологичной медпомощи, которую невозможно оказать в РЮО, то человека оперативно вывозят на лечение прямо из Ленингора в Грузию.
«У Мартиашвили признаков инсульта не было. Мы решили, что он не экстренный. Поэтому отправили его на реанимобиле в сопровождении врача и медсестры на дополнительное обследование в Цхинвал», – продолжил наш собеседник.

Симптомов инсульта у Мартиашвили не было
По словам заведующей приемным отделением РММЦ врача-невролога Виолетты Джигкаевой, Мартиашвили к ним поступил днем 26 июля в 12:35. У больного отмечалась слабость нижних конечностей. Ему сделали компьютерную томографию головного мозга и всех отделов позвоночника для исключения острой очаговой патологии головного мозга, спинального инсульта и т.д. Врачи не выявили на снимках КТ какой-либо патологии.
«У больного были жалобы, нетипичные ни для инсульта, ни для вестибулярной атаксии. Поэтому решили уложить его в неврологическое отделение Республиканской больницы на дополнительное обследование», – говорит завприемным отделением.
По ее словам, дочь Мартиашвили категорически не хотела, чтобы отца уложили в РБ. Она настаивала, что у него инсульт, но врачи РММЦ не могут это определить и поэтому его необходимо вывезти на лечение в Грузию. Однако никаких симптомов инсульта у Мартиашвили не было.
Заведующая приемным отделением отметила, что существуют определенные условия и порядок вывоза больных на лечение в Грузию.
«Врачи должны поставить хотя бы предварительный диагноз для принятия решения об отправке пациента из РММЦ на лечение в Грузию. Но свои диагнозы наши медики, естественно, должны обосновывать. А для этого нужно было провести дополнительное обследование Мартиашвили», – отметила Джигкаева.
Дочь больного поговорила с врачом Ленингорской станции скорой помощи, беседовала с кем-то минут 20 по телефону, а также с врачами РММЦ. И после этого она согласилась, чтобы ее отца уложили в отделение неврологии РБ.

Показатели функции печени больного были критические
По словам заведующей неврологическим отделением РБ Валентины Джигкаевой, Тенгиз Мартиашвили поступил к ним примерно в 2 часа дня 26 июля. Она осмотрела его вместе с лечащим врачом Валентиной Кудуховой. Во время осмотра медики не нашли у него острой очаговой неврологической патологии. Больной был грузный, весом более 100 килограммов. Жаловался на общую слабость, усиливавшуюся при вставании. При этом на фоне перемены положения у него начинало снижаться давление. У пациента был выраженный венозный рисунок нижних конечностей.
«По словам наших ленингорских коллег, больной злоупотреблял алкоголем. Нам также сказали, что он живет один. Пациент мог долго находиться на солнце и не был исключен и тепловой удар», – добавила Джигкаева.
Мартиашвили сделали кардиограмму. Ничего опасного на ЭКГ не было. Сразу после осмотра ему назначили недиференцированное лечение, поставили капельницу. Делать анализы в тот день было уже поздно. Их сделали на следующее утро 27 июля. Показатели общего анализа крови Мартиашвили, к удивлению врачей, были в полной норме. Джигкаева и Кудухова снова осмотрели его и не нашли никакой очаговой неврологической симптоматики. Повторное КТ также не выявило какой-либо патологии. Врачей беспокоило затрудненное мочеиспускание у больного. Они вызвали уролога, чтобы тот поставил ему катетер, но к приходу уролога пациент помочился сам.
«К этому времени получили результаты биохимического анализа крови. Показатели функции печени АЛТ и АСТ очень сильно превышали нормы. Мы сразу вызвали заведующего терапевтическим отделением РБ Зазу Миделаури. Ознакомившись с результатами анализов, он сказал, что это очень серьезно и больной может в любую минуту умереть», – говорит заведующая неврологическим отделением.
Лечащий врач Мартиашвили в РБ Валентина Кудухова добавила, что в лежачем положении состояние больного было стабильное. Оно ухудшалось, когда он пытался подняться с кровати. У пациента, согласно результатам УЗИ, была увеличена печень. А результаты анализа мочи показывали на содержание белка, что свидетельствует об интоксикации.

28 июля Мартиашвили вывезли на госпитализацию в Грузию
Заведующий терапевтическим отделением РБ Заза Миделаури с 27 по 28 июля был дежурным. Он наблюдал за Мартиашвили. Больной жаловался на слабость и головокружение. Температуры у него не было. Дочь больного ночью была с ним рядом.
На следующее утро показатели повторных анализов биохимии крови Мартиашвили снова значительно превышали нормы. Состояние пациента было тяжелое.
«Я поговорил с его дочерью. Сказал, он может умереть в любой момент. Нарастает печеночно-почечная недостаточность. Согласно нашему диагнозу, у него был токсический гепатит алкогольной этиологии. Утром 28 июля мы провели консилиум и решили отправить его на госпитализацию в Грузию», – сказал Миделаури.
Около 7-8 часов вечера Тенгиза Мартиашвили вывезли в Грузию на присланном оттуда за ним реанимобиле.

Специфичных для ККГЛ симптомов у пациента не было
Врачи Мцхетской больницы в интервью грузинскому телеканалу сказали, что по результатам анализов, Мартиашвили умер от сепсиса, вызванного конго-крым-ской геморрагической лихорадкой.
В этой связи главный инфекционист РММЦ Элеонора Джиоева, также осматривавшая больного, отметила, что любая лихорадка сопровождается повышением температуры. Однако у Мартиашвили повышения температуры не было.
«При конго-крымской геморрагической лихорадке температура повышается до 39 – 40 градусов. Если бы у Мартиашвили была такая высокая температура, это бы не осталось незамеченным», – сказала Джиоева.

При данном заболевании также бывают симптомы общей интоксикации – головная боль, слабость, головокружение и т.д. Но этот симптомокомплекс неспецифичный. Он характерен для многих других болезней. При конго-крымской геморрагической лихорадке должны быть какие-либо специфические проявления. ККГЛ также сопровождается кровоточивостью десен, покраснением глаз, могут быть желудочно-кишечные кровотечения. Всего этого у Мартиашвили не было.
«Также бывают изменения в лейкоцитарной формуле крови. Но у Мартиашвили этого тоже не было», – добавила главный инфекционист.
ККГЛ сопровождается и кровоизлияниями в виде гематом. Джиоева заметила на боковой поверхности грудной клетки пациента два больших синяка. Но родственники сказали, что возможно, он упал.
«Мартиашвили жил один и собрать анамнез было очень трудно», – добавила она.
Инфекционист напомнила, что в предыдущие годы в Южной Осетии выявили два случая заболевания ККГЛ. Одного пациента направили на лечение в Санкт-Петербург, а второго в Грузию. Терапия обеих больных прошла успешно.

В каких случаях больных из Южной Осетии вывозят на лечение в Грузию
Главврач Республиканской больницы Индира Биченова рассказала, в каких случаях, согласно установленному ранее Минздравсоцразвития РЮО порядку, жители республики вывозятся в срочном порядке на госпитализацию в Грузию.
«Собирается консилиум врачей РММЦ. Если они решат, что пациент нуждается в экстренной высокотехнологичной медпомощи, которую невозможно оказать в Южной Осетии, то принимается решение об его отправке на лечение в Грузию. Например, для стентирования сосудов при инфарктах миокарда, срочных нейрохирургических операциях при геморрагических инсультах и т.д.», – сказала Биченова.
Соответствующие уведомления направляются в Минздравсоцразвития РЮО, МИД РЮО, КГБ и офис Международного Комитета Красного Креста в РЮО.
Биченова подчеркнула, что когда Тенгиз Мартиашвили поступил в приемное отделение РММЦ, он не был экстренным больным.
«Но так как результаты анализов биохимии крови Мартиашвили были плохие, а также родственники настаивали на его госпитализации в Грузию, мы собрались и решили отправить больного туда на лечение. Такого вообще не было, чтобы кто-то не давал разрешения на его вывоз в Грузию. Это не соответствует действительности», – сказала главврач РБ.
Согласно статданным Минздравсоцразвития РЮО, с начала этого года по 5 августа из Южной Осетии в Грузию госпитализировали более 110 экстренных больных.
«Так, что никто не отказывал и в перевозке на лечение в Грузию Тенгиза Мартиашвили. В этом просто нет смысла», – отметила Биченова.
Она также добавила, что все требования и правила действующего положения о межбольничной медицинской эвакуации в РЮО были соблюдены, в том числе и по времени.

Новый глава райадминистрации не давал запрета на вывоз жителей района на лечение в Грузию
Глава администрации Ленингорского района Илларион Гагиев в ходе нашей беседы сказал, что к нему с вопросом о вывозе в Грузию Тенгиза Мартиашвили никто не обращался.
«Я не давал никакого распоряжения о запрете на госпитализацию в Грузию жителей Ленингорского района», – сказал Гагиев.

Комментарий Минздравсоцразвития РЮО:
При направлении пациентов на лечение за пределы РЮО Министерство, сотрудники подведомственных организаций руководствуются Положением о межбольничной медицинской эвакуации (на республиканском и международном уровнях), решение о проведении которой принимает консилиум врачей. В компетенцию консилиума помимо прочего входит определение целесообразности медицинской эвакуации пациента, оценка пользы медицинской эвакуации в сравнении с рисками транспортировки.
Высказывания и размещаемая на различных ресурсах информация зачастую содержат в себе недостоверные сведения. Оставаясь без опровержения со стороны медицинских работников, они формируют негативное общественное мнение по отношению к тому или иному врачу и медицинскому сообществу в целом.
Гугули ВАЛИЕВ