/Хроника одного судебного дела

Хроника одного судебного дела

«Право есть искусство добра и справедливости;
Оно создано для пользы человечества»
Д.Ульпиан

В июне 2019 года в одном из специализированных магазинов нашего города потребителем, назовем её Ала-ной, были приобретены беспроводные наушники «AirPods» марки «Apple», заявленные продавцом как оригиналы. Всемирно известный торговый знак на вывеске о названии вышеуказанного торгового объекта не давал ей в этом усомниться.
Примерно через два месяца приобретенные Аланой наушники были «разоблачены» её двоюродной сестрой, которая не первый год пользуется оригинальными беспроводными наушниками указанной марки. Именно она настояла на том, чтобы Алана вернула в магазин наушники и требовала от продавца их стоимость, поскольку её потребительские права были нарушены. Дешевую подделку ей выдали за оригинальный бренд!
Продавец, при продаже наушников, не предоставив Алане информацию о товаре на русском языке, около двух часов «пытался доказать», что наушники являются оригиналами: указал на наличие серий и на внутренней стороне крышки кейса с наушниками, и на упаковке, чего якобы не бывает на подделках. Он умышленно не озвучил потребителю то, что эти серии обязательно должны совпадать. Как выяснилось позже, серии не совпадали!
Важно знать! Закон «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия», (далее – Закон) наделяет потребителей рядом прав и гарантий. Это обусловлено тем, что потребитель является более слабой стороной в правоотношениях по сравнению с торговыми или обслуживающими организациями. В соответствии с п.2 ст. 12 Закона: «Продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, обеспечивающие возможность правильного выбора товара, несет ответственность, предусмотренную п.1-4 ст. 18 за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации», то есть потребитель может требовать уплаченную им за товар сумму. Вся информация потребителю должна быть предоставлена на русском языке! Важно также знать, что за покупкой дорогостоящего товара в магазин следует приходить со свидетелями, или же требовать оформить товарный чек!
Важно знать в соответствии с п.4 ст.12 Закона, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Алана в переписке по WhatsApp озвучила продавцу все несоответствия наушников и на следующий день вернула их в магазин, требуя возврата от продавца уплаченной за них стоимости.
Важно знать! В соответствии со ст.18 Закона — потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Продавец не признал своей вины. Для восстановления нарушенных потребительских прав Алана обратилась с заявлением в Комитет Юго-Осетпотребнадзора.
Важно знать! Защиту прав потребителей на территории РЮО в пределах предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством осуществляется специалистами Комитета Юго-Осетпотребнадзора. 27.08.2019 г., ими была проведена внеплановая проверка с целью выявления контрафактной продукции. На момент проверки — в нарушение Закона — на реализуемый товар накладных, сертификатов соответствия и т.д. в наличии не оказалось. Предпринимателю были даны предписания представить в Комитет сопроводительную документацию, подтверждающую подлинность реализуемого товара в течение трех дней. Продавец 29.08.2019 г. представил в Комитет ответное письмо, в котором указывается, что товар, выложенный у них в магазине, не попадает под действующие технические регламенты Таможенного союза и сертификации не подлежит.
Важно знать! Согласно Приложению №3 к Техническому регламенту Таможенного союза 020/2011, вступившему в силу с 15 февраля 2013 года, – и аудиоаппаратура, коими являются сами наушники и зарядные устройства к ним, подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации!
Товар, ввезенный в страну, официально проходит таможенный контроль и обязательную внутреннюю сертификацию РФ и только в таком случае передается для продажи в розницу. На упаковочной коробке устанавливается знак РСТ (Росстандарта) или ЕАС Евразийского соответствия. Знак РСТ означает, что данная продукция прошла испытания в России на соответствие требованиям безопасности.
Продавец, поняв, что соответствующей документации на товар у него нет, придумал версию о подмене наушников потребителем, продолжая настаивать на том, что упаковочная коробка является оригиналом. Вместе с тем серийный номер на упаковке также не оказался уникальным! При его наборе в поисковике Яндекс – на разных сайтах можно увидеть аналогичные упаковки с наушниками с указанной серией. Как оказалось, на фабрике китайцами покупается одна оригинальная упаковка от Apple и его серийный номер тиражируется на миллионы…
Важно знать! Серийный номер, обозначенный на упаковке производителя компании Apple, обязан быть уникальным, т.е. неповторимым.
Специалистами Комитета Алане была оказана помощь в составлении и отправке продавцу Претензии от 31.08.2019 г. Вместо ответа продавец обвиняет Алану в клевете за обращение к друзьям по WhatsApp быть бдительнее, покупая товар в указанном магазине, и… 09.09.2019 г. подаёт заявление суд о возбуждении уголовного дела в порядке частного обвинения по ст. 128.1 УК РФ. В тот же день 09.09.2019 г. продавец подает заявление в Арбитражный суд РЮО, обвиняя специалистов Комитета Юго-Осетпотребнадзора в непрофессионализме. 17.09.2019 г. в адрес указанного магазина было направлено Исковое заявление, в котором Алана просит взыскать уплаченную за наушники сумму, компенсацию морального вреда, а также штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. На исковое заявление также со стороны продавца ответа не поступило. Материалы были переданы в суд. Специалистами Комитета Юго-Осетпотребнадзора было подготовлено Заключение в целях защиты потребительских прав Аланы.
Важно знать! Согласно ст. 15 Закона — Моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения продавцом прав потребителя, подлежит компенсации. Размер определяется судом. Согласно п.6 ст. 13 Закона: при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Согласно п.5 ст. 40 Закона, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле, либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи Заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Вместе с тем, 22.10.2019 г. Определением Арбитражного суда РЮО производство по Делу к Комитету Юго-Осетпотребнадзора РЮО было прекращено. Основанием явился отказ продавца от ранее заявленных требований. 08.07.2020 г. приговором РЮО Алана была оправдана! Взыскание компенсации морального вреда в размере 100000 рублей оставлено без рассмотрения! 21.05.2021 г. решением Цхинвальского городского суда постановлено удовлетворить исковые требования Аланы!
Однако на этом продавец не успокоился и подает в Верховный Суд (ВС) кассационную жалобу на вышеуказанное решение Суда. Наконец 11.08.2021 г. Судебная коллегия по гражданским и административным делам ВС РЮО определила: Решение Цхинвальского городского суда от 21 мая 2021 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения!
После всех этих судебных тяжб продавцу пришлось все-таки выплатить Алане не только стоимость наушников, но и компенсацию морального ущерба, а также штраф в размере 50% от присужденной судом суммы в пользу потребителя. Это в два раза больше той суммы, которую по праву просила потребитель. Следует отметить, что обращения в Комитет потребителей по поводу нарушения их прав в основном решаются досудебно, т.е. специалистами Комитета проводится разъяснительная работа с предпринимателями, продавцами, нарушившими потребительские права наших граждан. В данном случае разъяснительная работа не повлияла на исход дела, так как прецедент по «подсовыванию» товара данным продавцом уже имел место быть. В 2017 г. другому потребителю им был продан «восстановленный» телефон с недостатками по цене оригинала. Продавцу пришлось вернуть его стоимость потребителю. Именно после того случая продавец пригрозил нам, специалистам Комитета, о создании прецедента, после которого мы ему больше в работе «мешать» не будем… Видимо, «этим» он и занимался так рьяно с помощью адвокатов в течение двух лет. Уверена, платил им немалые деньги. Один из адвокатов на судебные заседания приезжал из г. Владикавказа, где постоянно проживает. Алана же просила всего лишь восстановить ее нарушенные потребительские права — вернуть стоимость претензионных наушников. Сколько бы инстанций не прошло Дело по нарушению потребительских прав, мы, специалисты Комитета Юго-Осетпотребнадзора, будем и дальше стараться способствовать их защите и восстановлению. В этом наша задача! Для нас важнее всего — благодарные лица наших потребителей!
К чему так подробно?
Потребительский рынок представляет собой широкий спектр предприятий и организаций, где граждане приобретают товары и услуги для личных бытовых нужд и законодательство о защите прав потребителей действует не только применительно к торговле продовольственными и непродовольственными товарами, услугам общественного питания, как ошибочно считают многие, но и к другим сферам, включая ЖКХ, платные медицинские, транспортные, гостиничные, почтовые, банковские, туристические, ритуальные услуги, образование, культура, бытовое обслуживание, услуги связи, автостоянок и т.д. В связи с изложенным выше, обращаюсь ко всем гражданам нашей Республики, в случае если в том или ином вышеперечисленном хозяйствующем субъекте обнаружите нарушения, связанные с вашими потребительскими правами, смело обращайтесь в Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО по адресу: г. Цхинвал, ул. Горького, 39, или звоните по телефону 8-929-806-50-30.

Жанна Санакоева, начальник Управления надзора в области защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора