/Хасан Гиголаев: «Качество связи в республике постепенно повышается»

Хасан Гиголаев: «Качество связи в республике постепенно повышается»

Мобильная связь, интернет и телевидение динамично развиваются во всем мире. Современные стандарты в сфере связи осваиваются и в нашей республике. Подробнее о том, как обстоят дела в телекоммуникационной отрасли РЮО, в интервью нашей газете рассказывает председатель Комитета связи и массовых коммуникаций Хасан Гиголаев:

-Хасан Иванович, как успешно реализован проект внедрения цифрового телевидения в РЮО? Какой процент территории республики покрыт «цифрой»?
— Строительство сети цифрового эфирного телевидения проходило в рамках Инвестпрограммы содействия социально-эко-номическому развитию РЮО на 2018-2019 гг. Мероприятие успешно реализовано. Работает три мультиплекса. Два из них включают 20 общедоступных российских телеканалов, в третий мультиплекс входят ГТРК «ИР» и «Осетия-Ирыстон». В пакет планируем также ввести еще один североосетинский канал — «Алания». Все они совершенно бесплатны.
Цифровое ТВ доступно на большей части Южной Осетии. Как изначально планировалось, охвачено 92% территории РЮО. Параллельно продолжает вещать аналоговое ТВ.
В этом году мы также запустили три радиостанции — «Ир», североосетинское радио «Алания» 104,5 FM и российское Автора-дио, которое идет вместе с «цифрой». Население довольно, оперативно получает новости о событиях, происходящих в обеих частях Осетии и России. Внедрение цифрового вещания позволяет нам запустить в республике и другие российские радиостанции. В ближайшее время намерены подключить еще одно радио. Это будет «Маяк», «Вестник» или «Радио России».
— Работу цифрового ТВ трудно назвать безупречной, нередко возникают помехи, пропадает сигнал, жалобы от населения не единичны …
— Мы получаем сигнал со спутника, как и Триколор-ТВ. Во время сильного тумана он пропадает. Иногда возникают проблемы у отдельных абонентов по независящим от нас причинам. Пока не все знают, как пользоваться «цифрой». После пропадания каналов нужно перезапустить устройство, заново настроить каналы. Много раз объясняли, в том числе через телевидение, как это делать.
В иных случаях помехи могут быть следствием неправильно установленной антенны или повреждения кабеля. Разные бывают причины. В подведомственном нам ГУП «Телерадиосети» специально создали службу быстрого реагирования. Ребята сразу выезжают на место по обращениям, помогают устранить проблему, услуга бесплатная (номер службы: 45-03-14).
В целом уровень сигнала хороший. Но необходимо улучшить электропитание некоторых наших базовых станций. Для решения вопроса обратились в Правитель-ство. Средства выделены через ГУП «Энергоресурс». В ближайшие дни должны получить трансформаторы. Установим их на трех станциях: на высоте «Паук», в Малда и Паткнет в Знаурском районе, там критическое состояние, из-за нехватки электропитания оборудование отключается, возникают перебои. В других местах, где нет подобной проблемы, качество сигнала хорошее, сбоев почти нет.
— Сколько пользователей на сегодня подключились к «цифре», и когда планируете отключить аналоговое ТВ?
— Аналоговое телевидение отключено почти во всем мире, но мы пока оставили. Даем время потребителям спокойно перейти на новые технологии. Статистику не ведем, но многие жители РЮО перешли на «цифру», ориентировочно 70-80%.
«Аналог» дорого обходится, оборудование устарело, порой не можем найти нужные запчасти. Предполагаем отключить его в 2022 году, однако сначала должны обеспечить цифровым ТВ отдаленные села Кемулта, Цон, Уанел, Рук, Заккор и ряд других, куда пока новые стандарты не дошли. Планируем в ближайшие два года выполнить эту задачу.
Нужны финансовые ресурсы. На сегодня наш единственный источник дохода — ГТРК «Ир». Сейчас идет работа над тем, чтобы начали платить и российские каналы. По этому вопросу ведем переговоры с Администрацией Президента РФ, а также Министерством цифрового развития и связи РФ. Требуется много средств на обслуживание оборудования, закупку запчастей, ГСМ, использование радиочастот, электроэнергии и т.д.

Когда появится второй оператор?
— У населения много претензий к ЗАО «Остелеком», занимающему монопольное положение на рынке сотовой связи в РЮО. Нарекания вызывают тарифная политика компании, качество связи и т.д. Как можно повлиять на ситуацию, неужели невозможно привлечение второго оператора и появление конкуренции в сфере услуг мобильной связи?
— Претензии к связи у населения есть везде. Сейчас в России значительно поднялись тарифы на телефонную связь, в том числе фиксированную. Тут все взаимосвязано. «Остелеком» в этой ситуации вынужден менять тарифы, уже нет другого выхода. Я беседовал с генеральным директором компании и членами совета директоров. Они и сами все понимают, стараются устанавливать оптимальные цены. Кстати, в Абхазии стоимость услуг связи почти в два раза выше. У нас все-таки идут на уступки по многим вопросам.
У «Остелекома» были большие долги перед российским МегаФоном, почти 1 млрд. руб. В 2011-2012 гг. компания взяла кредит в долларах на развитие связи в республике, но валюта резко подскочила, образовались долги. За несколько лет удалось покрыть основную часть, осталось выплатить порядка 94 млн. руб.
Государство владеет 25% акции компании. С 2017 года, наконец, начало получать дивиденды. В этом большая заслуга президента Анатолия Бибилова. За прошлый год, например, госбюжет пополнился на 10 млн. 900 тыс. руб.
Что касается конкуренции, то попытки пригласить второго оператора предпринимались, велись переговоры с МТС, Билайном, но никто не соглашается. Население в РЮО маленькое, прибыль невелика. Расходы на развитие мобильной связи огромные. У нас гористый ландшафт, через каждое ущелье нужно базовую станцию ставить.
-Значит, в ближайшие годы не стоит ждать появления второго оператора?
— Будем еще раз обращаться в российские компании. Ищем и другие варианты, разрабатываем проекты развития сотовой связи. Предлагаем создать в республике своего государственного оператора, у которого цены могут быть ниже. Обратились в Минэкономразвития, нужны финансовые средства на приобретение оборудования. Вопрос находится на стадии рассмотрения.

«Домашний» телефон канет в Лету?
— Есть ли шанс реанимировать в Цхинвале стационарную телефонную связь, или на ней можно смело ставить крест?
— Проводная телефонная связь пострадала во время войны и в ходе замены водопроводных линий, не функционирует на большей части города. На сегодня у нас насчитывается всего 1200 абонентов, в основном правительственный сектор, госучреждения.
После войны предпринимались попытки восстановить кабельные распределительные сети. Я тогда не был председателем Комитета связи, но знаю, что были выделены деньги на эти цели. Была выполнена часть работ, однако на этом дело остановилось. Подрядчик исчез, оставил долги. Не знаю, кто в итоге виноват, но проект, как видим, не реализован.
Будет финансирование — полностью возродим работу городской телефонии. Существуют современные технологии, можно использовать радиолинии. Поставили вопрос перед правительством, ждем ответа.
Население уже привыкло к мобильникам, но фиксированная связь имеет свои преимущества, она намного дешевле. Например, если минута разговора по сотовой связи обойдется в 3-4 рубля, то по проводной вызов в Россию составит всего 71 копейку. А внутри города за небольшую ежемесячную абонентскую плату в 150 рублей можно хоть круглые сутки разговаривать, лимита нет. Кроме того, сейчас выпускаются усовершенствованные стационарные телефонные трубки с широким набором услуг. Можно подключиться к сети интернет, IP-телевидения, IP-телефонии.

Интернет — в каждый дом
— Перейдем к интернет-связи. Когда вай-фай станет доступен жителям районов? Как вообще оцениваете работу частного провайдера «Юг-Теле-ком»?
— Город Цхинвал полностью охватили кабельным безлимитным интернетом. Он проведен в поселок Дзау, села Тбет и Хетагурово. В этом году планируют обеспечить Дменис и Сатикар. Компания постепенно расширяет сеть, пока охватит близлежащие к городу населенные пункты, потом остальные. Претензий к «Юг-Телекому» нет, провайдер работает, платит налоги.
— У населения есть вопросы к тарифам, в Северной Осетии они намного дешевле…
— Там уйма операторов, предоставляющих каналы за копейки. У нас другая ситуация. Здесь только один оператор («Газпром Телеком») предоставляет канал. К тому же он идет через границу, надо таможенную пошлину оплачивать. Компания несет немалые расходы.
— Когда у нас появится электронное правительство? Такой формат работы населения с госорганами активно внедряется во многих российских городах.
— Вопрос обсуждался. Есть желание создать электронное правительство, но пока нет финансирования. Реализация проекта требует значительных затрат.
— В целом как на сегодня Вы сами оцениваете качество предоставления услуг сотовой связи и Интернета в республике?
— Люди сами видят, мы стараемся работать над повышением качества связи. Как уже сказал, у нас гористый ландшафт, сигнал местами плохо проходит. Планируем установить дополнительные станции, тогда качество мобильной связи и Интернета станет еще лучше. Наши возможности невелики, сразу все сделать невозможно, но постепенно развиваемся, качество связи улучшается.
— Как пандемия коронавирусной инфекции отражается на работе Комитета, подведомственных ему ГУПов?
— Среди сотрудников есть заболевшие. Принимаем профилактические меры, стараемся минимизировать риски, сделали дежурства. В Комитете числится 25 человек. Я и еще несколько сотрудников постоянно на месте, ос-тальных перевели на дистанционный режим работы. Также и наши ГУПы.
Определенные сложности имеют место быть. Больных практически некем заменить, ведь нужно сохранить зарплату за ними, но в то же время надо оплачивать труд временно нанятых на работу, а денег нет. Прежде всего, это касается работников ГУП «Почтово-телеграфная служба», там заболели несколько почтальонов, операторов. Они на лечении, изолированы, но ведь их временно нужно заменить. Пока на работе это не сильно сказывается, пытаемся выходить из ситуации, но никто не знает, что будет дальше.

А.БАГАЕВ