«Турецкий султан» идет на Южный Кавказ

Сейчас Турецкая Республика столкнулась с очередным финансово-экономическим кризисом из-за распространения коронавирусной инфекции, нанесшего болезненный удар по одной из наиболее чувствительной отрасли экономики – туризму. В критическом положении оказалась и сфера авиаперевозок. Кроме того, спад производства и потребления в ЕС отрицательно сказался на объемах нефти и газа, следующих транзитом через турецкую территорию, на морских перевозках через проливы Босфор и Дарданеллы, на поставках турецких товаров в Европу и другие регионы. В конечном итоге вместо наметившейся в начале года тенденции к росту ВВП эксперты прогнозируют его ощутимое снижение.
Неблагополучно складывается и внутриполитическая ситуация: президенту Турции Эрдогану становится сложнее сохранять баланс политических сил, а поражение правящей партии на региональных выборах в 2019 г. в Анкаре и Стамбуле в очередной раз продемонстрировало непрочность его позиций к радости многочисленных оппонентов турецкого лидера, как внутри правящей элиты, так и на улицах. Турецкое общество остается расколотым почти на две равные части – на сторонников и противников Эрдогана, который на выборах 2018 г. победил своих конкурентов с очень небольшим перевесом.
Однако имперские амбиции новоявленного «турецкого султана», как за глаза называют Эрдогана, становятся все более и более непомерными. Только за последний месяц Эрдоган изменил статус собора Святой Софии, и, несмотря на призывы мирового сообщества, превратил его в мечеть. Затем сразу по завершению активной фазы столкновений на границе между Азербайджаном и Арменией, он решил «поиграть мускулами» и отправил контингент турецких вооруженных сил для участия в двусторонних военных учениях на территории Азербайджанской Республики, явно провоцируя Ереван на жесткий ответ. Официальная Анкара неоднократно заявляла, что при любых вариантах развития событий в регионе поддержит Баку. Расчеты Эрдогана предельно ясны – подтолкнуть Азербайджан к полномасштабной войне в Нагорном Карабахе, а самому извлечь из этого как можно больше дивидендов, расширив свое влияние на Южном Кавказе. Заодно, переводя армяно-азербайджанский конфликт в очередную «горячую фазу», турецкий президент намерен урезонить «зарвавшихся» оппонентов внутри страны, а также отвлечь внимание общества от усугубляющихся экономических проблем.
Между тем, это только вершина айсберга честолюбивых планов турецкого автократа. Уже ни для кого не секрет, что Эрдоган поэтапно, шаг за шагом, реализует политику исламизации Закавказского региона. Так, бывший премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе неоднократно обращал внимание на вялотекущую экспансию Турции на Южный Кавказ. По его словам, вне всяких сомнений, грузинские и армянские земли входят в сферу «особых интересов» Анкары.
Действительно, в подтверждение обеспокоенности экс-главы грузинского кабинета министров президент Турции Реджеп Эрдоган еще 15 октября 2016 года, выступая в университете города Ризе, заявил, что турецкое государство считает исконно своими территории, расположенные в непосредственной близости от сегодняшних границ Турции и когда-то принадлежавших Османской империи. «Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце. Разве можно отличить Ризе от Батуми? В границы Турции должны входить Кипр, Алеппо, Мосул, Салоники, Батуми. Лишь утратив независимость, мы потеряем интерес к этим территориям», – подчеркнул турецкий лидер.
Анкара, укрепляя свое влияние в регионе, действует через механизмы так называемой мягкой силы, и не рассчитывает на то, что затраченные средства моментально окупятся. Эрдоган и его соратники делают основной упор на доминирование в религиозной, образовательной и экономической сфере государств, которые для Анкары представляют повышенный интерес. Сейчас гигантская разветвленная сеть протурецких общественных организаций и гуманитарных миссий функционирует под покровительством турецкого агентства по международному сотрудничеству и развитию TIKA. Эта структура зачастую выступает в качестве прикрытия для MIT – Национальной разведывательной организации Турции.
Все последние шаги Эрдогана указывают на его намерение во что бы то ни стало дестабилизировать обстановку в странах Закавказья для достижения амбициозных целей по восстановлению былого величия Османской империи. Добиться претворения в жизнь своих планов «турецкому султану» мешает только Россия. И если Азербайджан остается союзником Турции, а Грузия прячется за иллюзии относительной безопасности, будучи партнером НАТО, то Армении, Абхазии и Южной Осетии следует продолжать курс на укрепление стратегического партнерства с Россией, чтобы не стать очередными жертвами турецкого президента.

А.ДЖИОЕВ