Трагедия Тлиакана: Грузия не щадила и беззащитных стариков

26 марта 1991 г. в с. Тлиакана Цхинвальского района грузинскими неформалами в своих домах были убиты и сожжены мирные жители

На прошлой неделе в Южной Осетии вспоминали еще одну кровавую дату в новейшей истории республики – 30-ю годовщину Тлиаканской трагедии. Трудолюбивые и дружелюбные жители села Тлиакана никогда и подумать не могли, что их село будет стерто с лица земли за сутки.

В тот день грузинскими фашистами зверски были убиты и сожжены семь человек пожилого возраста: Надя Цахилова, Гриша Кулумбегов, Таси Джабиева, Катя Кумсиева, Алекси Гиголаев, Люба Кулумбегова и ее сын – Юрий.
В с. Тлиакана было 18 дворов фамилий Кокоевых, Кулумбеговых, Тибиловых, Бужиевых. Жители небольшого села жили дружно, как одна большая семья, славились гостеприимством, которое в том числе распространялось и на грузин, так как грузинские села располагались неподалеку, и «соседи» долгие годы были в хороших отношениях.
Но началась война… В 90-е годы через село Тлиакана проходила одна из дорог в Северную Осетию для беженцев из сел Прис, Сарабук, Хелчуа, Дменис, спасавшихся от агрессоров.
У одного из очевидцев, пережившего это страшное событие – Петра Кулумбегова, грузинские экстремисты убили мать, Надю Цахилову и дядю с его женой. «Моя покойная мать три-четыре раза в день пекла хлеб для беженцев, которые нередко оставались у нас дома на ночлег», – вспоминает Петр Кулумбегов.
С каждым днем ситуация усложнялась, и Петр решил вывезти своих детей в Северную Осетию.
«Я и родственников уговаривал уехать, но они не осознавали до конца всю опасность, ведь грузины были для них «дружелюбными соседями». Вернувшись обратно из Владикавказа, я по настойчивой просьбе двоюродного брата, остановился в п. Дзау, чтобы не ехать ночью. А рано утром выехав в село, мы застали Тлиакана уже в дыму и огне. Мы даже боялись войти в деревню, думали, неформалы могут подстерегать. Грузины сожгли всё – дома, хлева вместе со скотом. Только когда стемнело, мы тайком пробрались в село, и, подойдя поближе к нашему дому, нашел свою мать на дороге мертвой. Она всю жизнь протягивала руку помощи односельчанам и даже грузинам, которые жили по соседству», – рассказал наш собеседник.
П. Кулумбегов уверен, что среди карателей были те, которых она могла опознать, а живых свидетелей совершенного преступления они не хотели оставлять, поэтому ее и убили. После Нади Цахиловой мужчины на дороге нашли мертвым Алекси Гиголаева из с. Сарабук.
Петр Кулумбегов подбежал к сожжённому грузинами дому своего дяди и застал там ужасную картину – обгоревшие тела Гриши Кулумбегова и его жены, Таси Джабиевой. В соседку – Катю Кумсиеву, по его словам, стреляли, но ее тело наполовину было сожжено.
Жертв бесчеловечной трагедии не смогли даже спокойно похоронить из опасений, что грузины могут вернуться в любое время. Как нам рассказал Кулумбегов, тела погибших похоронили временно в селе Гучмазовых, а на 40 дней перезахоронили в с. Тлиакана.
Этот день сыграл трагичную роль не только для родственников жертв трагедии, а для всех жителей села, которые разъехались по разным уголкам республики и за ее пределы, чтобы построить свою жизнь заново.
Сам Петр Кулумбегов до этих событий жил в Северной Осетии 12 лет, но узнав, что в Цхинвале бесчинствуют грузинские бандформирования, приехал, чтобы быть рядом с родителями. «После того ужасного дня в Тлиакана, я купил маленький дом на улице Таболова, но и его грузины несколько раз разрушили во время перманентных войн», – сетует Петр Кулумбегов.
Жители Тлиакана никогда не сидели без дела, люди работали в колхозах, совхозах при советской власти. А после того как они остались без крова, никогда со стороны правительства не получали никакой помощи, выживали сами. По словам Кулумбегова, сейчас даже нет возможности поехать в родное село, чтобы обрабатывать там свои земли, так как к Тлиакана нет дороги.
«Чтобы сегодня попасть в Тлиакана, надо сделать большой круг через ущелье, а прямая дорога отсюда до села всего лишь 13 километров. Земля в Тлиакана очень плодородная и богатая. До сих пор там много грецкого ореха, плодовых деревьев. Селение всегда славилось своими водными источниками, на его территории 14 родников», – отметил он.
По словам Петра Кулумбегова, желающих вернуться обратно в родное село очень много, но для проживания там нет условий. А создание элементарных условий или хотя бы отремонтированная дорога, позволили бы Тлиакана заново возродиться, после пережитой трагедии.
К сожалению, о подробностях тех страшных событий в с. Тлиакана мало информации, а о самой трагедии даже в Южной Осетии знают не все, а ведь это еще одна кровавая страница в истории осетин. Мы должны помнить и всегда чтить память жертв грузинского нацистского режима.
Алена КИСИЕВА