/«Сау тымыгъ» – повесть о геноциде 1920 года

«Сау тымыгъ» – повесть о геноциде 1920 года

Прошедший 2020 год был объявлен годом геноцида осетинского народа, сотворенного грузинскими националистами в 1920 г. Вина осетин состояла лишь в том, что после распада Российской империи в 1917 году они не захотели потерять территорию и желание жить вместе с братским русским народом, и не хотели жить под ярмом грузинских фашистов. Прошло 100 лет с тех страшных трагических событий, в результате чего погибло тысячи жителей Южной Осетии.

В течение 2020 года в Южной Осетии Осетии состоялись многочисленные мероприятия, посвященные 100-летию геноцида. В одном из своих интервью Президент России Владимир Путин тоже напомнил грузинским властям о тех злодеяниях, совершенных против Южной Осетии в 1920 году. Да, это был геноцид, как сегодня не пытается оправдать себя грузинская сторона!
После установления Советской власти в Грузии, Южную Осетию включили в ее состав. И ЦК КП Грузии сделал все, чтобы вычеркнуть из памяти нашего народа эти ужасные события. Светлое понятие интернационализма они блестяще использовали в своих коварных интересах. В таких подлых делах во все времена им никогда не было равных…
В осетинской художественной литературе были созданы произведения, которые немного проливали свет на те страшные события. Однако грузинская цензура всегда была начеку. Представители передовой осетинской интеллигенции постоянно подвергались преследованиям, их патриотические порывы прерывались и формулировались грузинской стороной, как националистические, противоправные действия.
Позже, в 1937 году они устроили очередной геноцид — уничтожив всю нашу народную интеллигенцию! Наверное, одному Богу известно, сколько было таких геноцидов, устраиваемых грузинами нашему народу…
После развала СССР разрушилось многое. Художественная литература и искусство тоже понесли огромные потери. Наша литература, к сожалению, тоже не стала исключением. Поэтому большое событие, когда выходит очередная книга наших писателей, тем более, на родном языке.
В этом году увидела свет повесть нашего соотечественника, человека с яркой судьбой и с многочисленными дарованиями Алана Бидировича Остаева — «Сау тымыгъ» («Черный вихрь»). Прежде чем перейти к анализу произведения, расскажем об авторе.
Алан Остаев родился в 1969 г. в с. Сохтæ Дзауского района. Его детство не было радостным и счастливым, как у многих его сверстников, он рано потерял родителей. Однако обладая большим трудолюбием и тягой к знаниям, он смог определить дальнейшую судьбу в этом непростом мире.
После успешного окончания Квайсинской школы, он поступил в Юго-Осетинский госпединститут на факультет осетинской филологии. После окончания учебы он работал в разных сферах по специальности. Сегодня он заслуженный журналист, является членом Союза писателей РЮО.
Алан Остаев служил в МВД РЮО в отделе информации старшим инспектором по особым поручениям, где он всегда пользовался большим уважением, его считали прекрасным специалистом, верным товарищем. Хорошие знания осетинского языка, которые он получил в стенах ЮОГПИ, пригодились ему в информационной работе в МВД. Сегодня он уже ветеран МВД, в звании подполковника милиции.
В народе Алан больше известен по юмористической программе ГТРК «ИР», где он автор сценария и исполнитель роли «Сасинки». Наши граждане всегда с нетерпением ждали выхода очередного номера передачи, заранее зная, какой актуальной и смешной она будет. К сожалению, с потерей «Ладико» (артиста Георгия Багаева) передача перестала работать.
Но не все знают, что из-под пера Алана Остаева уже вышло несколько книг: «Цардивæн», «Уæззау мысинæгтæ» «Царды уылæнтыл». Сейчас Алан Остаев — ответственный секретарь журнала «Фидиуæг». Мне пришлось поближе познакомиться с ним, работая в одном кабинете в редакции газеты «Южная Осетия», о чем, наверное, мы оба будем всегда вспоминать с гордостью.
Больше года я был свидетелем его работы над повестью «Сау тымыгъ», видел, как он собирал материал, переживал вместе с героями произведения, те далекие страшные события 1920 года. К сожалению, сегодня уже нет в живых людей, которые пережили те ужасы, участвовали в тех событиях. Время берет свое. Мне, как и многим нашим гражданам, суждено было прочитать и перечитать «Воспоминания участников революции и гражданской войны в Южной Осетии», которые были опубликованы в 1951-1957 гг. Там много исторического материала Мате Санакоева, Арсена Дзуццова, Владимира Санакоева, Раздена Козаева. Многие из них были расстреляны во время очередного геноцида 1937 г.
Читая страницы «Сау тымыгъ», невозможно остаться равнодушным. Многие сцены невозможно читать без слез. Можно только догадываться, сколько душевных сил и переживаний пришлось пережить автору произведения во время работы над книгой. Бесспорно, «Сау тымыгъ» — историческая повесть, она посвящена геноциду осетинского народа.
События в произведении начинаются в преддверии 1920 года. Автор показывает живописные картины родного края, в частности Дзомагъгома. Он мастерски дает описание осетинских сел Корнис, Тбет, Цунар, жизнь трудового народа. Алан Остаев сам выходец из горной сельской глубинки и поэтому ему удалось ярко изобразить быт, обычаи и нравы героев своего произведения. Образы главных героев реалистичны. Во всех сюжетных линиях произведения проходят исторические лица – это и Мате Санакоев, Рутен Гаглоев, Арсен Дзуццов, Мидта Хасиев, Андри Джиоев…
Хотя произведение и художественное, но, тем не менее, большинство событий в нем носит исторический характер. Автор собрал и проанализировал огромный архивный материал. Порой читателю кажется, что и сам автор был участником тех событий. На примере судеб нескольких поколений своих главных героев, Алан Остаев показал историю Осетии, его тяжелую судьбу, его горести и радостные моменты жизни.
Произведение утверждает торжество гуманистических идей, понятие интернациональной дружбы. Показывая судьбу беженцев из Южной Осетии, автор создает неописуемые сцены, когда они оказываются на Северном Кавказе. Дает правдивое описание, как их приютили в селах Дигории и Кабарды. Помогая нашим беженцам, жители этих сел делали все возможное, чтобы облегчить участь людей, оказавшихся в тяжелейшем положении. Люди разной веры были едины, что добро, взаимопомощь самое главное в человеческих отношениях, ведь Бог для всех един!
В произведении много места уделено 13 коммунарам, которые покоятся на Згудерском кладбище. Обелиск, установленный там, фактически остается единственным напоминанием нынешнему поколению о геноциде 1920 г. Знаменитая картина Махарбега Туганова «Расстрел 13 Коммунаров» исчезла неизвестно куда. Поэтому повесть Остаева «Сау тымыгъ» — обвинительный акт нашим соседям «грузинским братьям» за их злодеяния в 1920 г.
В книге много иллюстраций, выполненных ученицей 9 класса Валерией Хасиевой. Сейчас она учится в художественном училище им. М. Туганова. Они выполнены на высоком уровне.
Алан Остаев выражает большую благодарность руководителю Комитета информации и печати Марии Котаевой за помощь в выпуске книги.
P.S. Данное произведение должно быть включено в учебную программу в школах, его должны изучать в ЮОГУ им. А.Тибилова. Ну а автору пожелаем дальнейших творческих успехов и выдвинуть «Сау тымыгъ» на соискание премии Коста Хетагурова, он этого заслуживает. Повесть «Сау тымыгъ» заслуживает перевода на русский и другие языки.

Инал ТИБИЛОВ