Подхалим, я тебя знаю!

На вопрос, как вы относитесь к подхалимам, лизоблюдам и льстецам (что одно и то же), каждый из нас, не задумываясь, ответит – негативно! При этом мы с азартом начнем перечислять имена этих «нехороших человеков» из своего окружения; не поленимся мы озвучить и «подвиги» оных! Но тут напрашивается другой, уже риторический вопрос, а кто же тогда эти люди, откуда берутся, не с другой же планеты их к нам заносит!

Подхалимство – (др.рус. – холуй) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в использовании лести, подношений, излишней услужливости и предупредительности в корыстных целях для извлечения какой-либо выгоды.
У подхалимов много имен: от жаргонного «шестерка» до политкорректного «конформист». Суть одна – приспособленческое и лизоблюдское поведение. Изящно прогнув позвоночник, они подобострастно виляют хвостом и смотрят в рот вышестоящим и сильным, надеясь на их расположение, покровительство, протекцию и прочие бонусы.

Как же противно бывает наблюдать за человеком, когда тот изощряется в любви к кому-то в надежде достичь своей цели, а ты при этом знаешь его истинное отношение к объекту преклонения. Но ты вряд ли выскажешься по поводу того, какие чувства он в тебе вызывает, потому что попросту не хочешь с ним связываться.

А где, по-вашему, чаще всего «обитают» подхалимы? Правильно, – на работе!

Посмотрите на окружение начальника. Наверняка заметите 1–2 человек, которые крутятся вокруг него. Если не в кабинете, то в приемной руководителя, возле секретаря. Даже в выходной день подхалим находится недалеко. Готов в любой момент прийти на помощь. Такой сотрудник знает, где находится шеф, когда вернется, знаком с его привычками.

Подхалим буквально заглядывает в рот начальнику. Во взгляде читается безграничная любовь и преданность. Он не позволяет себе такой роскоши, как спор с руководителем. При разговоре с ним дышит через раз, впитывая каждое слово. Вы никогда не услышите, чтобы подхалим ругался с руководителем, повышал голос на шефа, подвергал сомнению его слова. Лесть в виде слов и подарков. Подхалим внимательно следит за жизнью шефа, внешним видом, окружением. Ни одна деталь не ускользает. Наряд, машина, прическа, украшения сразу оцениваются подлизой. Моментально подхалим выдает комплимент, интересуется подробностями, нахваливает детей шефа. Пока другие сотрудники заняты своими делами, подлиза успевает выдать пару десятков комплиментов. Если у руководителя профессиональный праздник или день рождения, то и здесь подлиза в первых рядах. Скромный презент шефу, пару приятных слов, вечеринка в его честь, цветы и поздравления от сотрудников. Эти заботы подхалим взваливает на свои плечи и умело выполняет, растягивая сети вокруг босса.

Подхалиму остается только посочувствовать. Как он бедный успевает справляться с рабочими обязанностями и быть в непосредственной близости от руководителя, даже в нерабочее время и законные выходные! Да очень просто – себе во благо.

Со стороны, кажется, что подлиза тревожится о начальнике, вместе с ним переживает неудачи, радуется достижениям. Не заблуждайтесь, подхалим прекрасно понимает, что важные решения на работе принимает тот. Поэтому задача такого подчиненного втереться в доверие и стать незаменимым. В результате получить повышение, прибавку к зарплате и поблажки.

Подхалим плетет сети, в которые попадается не только начальник, но и коллеги по работе. При разговоре с шефом подлиза выглядит настоящим профессионалом, человеком, который душой болеет за общее дело, при этом он может быть абсолютным профаном. С рядовыми сотрудниками подхалим ведет себя высокомерно. А как иначе, у него ведь, как говорится, открыт доступ к телу!
У подлизы множество масок, которые умело меняются. Как его вывести на чистую воду? А зачем? Может, пусть себе работает, вроде вреда не приносит…

Но так кажется на первый взгляд. В любой момент он принесет вас в жертву ради собственных интересов. Знакомая картина, правда?
Если вы облечены властью, и вокруг вас постоянно вьется услужливое существо, не спешите радоваться. Вы же не относитесь к той категории руководителей, которые «плывут» от каждого восторженного вздоха в свой адрес? Или относитесь? Если так, то вы просто находка для подхалима – он будет вами манипулировать, а вы окажетесь бессильны перед его уловками, поскольку как только вы «ущемите» его интересы, он тут же припомнит вам, как он поддержал вас в какой-то ситуации, как ради вас работал внеурочно (хотя вы его об этом не просили), как чуть ли не на амбразуру бросался ради вас… И вообще, только благодаря ему вы живете на этом свете, а вы всего этого не цените! Только будьте готовы, что в лицо он вам выскажет только часть этих обвинений, зато в кулуарах и пред высшим начальством так промоет вам косточки, что проблем вам точно не избежать.

Конечно, вам кажется, что вы контролируете ситуацию, но если холуй – профи, то сами не заметите, как ваши слабости станут для него инструментом для достижения его целей. И поверьте, очень часто эти цели будут не совсем совпадать с вашими, а точнее – идти вразрез. А пока прогиб засчитан. Подхалиму все равно, какой вы человек, и насколько богат ваш внутренний мир. Он на него плевать хотел. И готов петь дифирамбы ровно до того момента, пока у вас есть должность, связи и т.д. Но как только вы вдруг по каким-то причинам потеряли свою власть, всё! Подхалиму вы уже не интересны, вы для него «отработанный материал». У него уже другие, еще не облизанные, кумиры с полномочиями. Лизоблюд выиграет всегда, удержится при любой власти благодаря способности моментально «переобуваться» прямо в воздухе. Вас – в утиль, и да здравствует новый король!

Однако следует помнить, что комплимент и лесть не одно и то же. Комплимент – это когда мы хотим сделать приятное человеку, при этом ни на что не рассчитывая, разве что на обратную вежливость. Он ни к чему нас не обязывает. А уж для мужчины сделать комплимент женщине – как говорится, сам бог велел. При этом, максимум, чем он рискует, это прослыть джентльменом и учтиво-вежливым человеком.

А вот лесть, как уже говорилось выше, всегда преследует какую-то цель.
Вывод? Спрос рождает предложение… Удачи!

Д.САЛАМОВА