Апрель 1945 года отметился несколькими важными событиями, повлиявшими на общий ход Великой Отечественной войны: взятие города-крепости Кенигсберг, бои за Австрию… Но освобождение Братиславы, столицы Словакии, в этом ряду занимает особое место. 4 апреля 1945 года войска 2-го Украинского фронта под командованием маршала Малиновского в ходе Братиславско-Брновской наступательной операции выбили немецкие войска из города.
Образец воинского искусства
Освобождение Словакии преследовало важные стратегические цели. В этой стране, недавней союзнице Германии, находились два важных промышленных района – Братиславский и Брновский. Кроме того, через страну открывался короткий путь в центральные районы Чехословакии. Взятие Братиславы создавало условия для быстрого наступления на Прагу.
Братиславско-Брновская наступательная операция, ставшая еще одной славной страницей истории советской военной стратегии, началась 25 марта 1945 г. В наступлении участвовала часть 2-го Украинского фронта, в его составе была и 1-я гвардейская конно-механизи-рованная группа генерала И. Плиева. Но в полосе наступления были не только советские войска. Операцию поддерживали румынские дивизии. Так руководство этой страны, пыталось оправдаться за многолетнюю поддержку фашистской Германии. Всего войсковая группировка насчитывала около 340 тыс. солдат и офицеров, более 6 тыс. орудий и минометов, 200 танков и 600 самолетов.
Немецкие войска насчитывали 11 дивизий, из более 200 тыс. человек, 1800 артиллерийских систем, до 200 танков и более сотни самолетов.
В ночь на 25 марта 1945 г. началась артиллерийская подготовка, с рассветом продолжившаяся налетами советской авиации. К этому времени советское командование, личный состав армейских подразделений уже вполне овладели искусством современной войны. Заранее была проведена аэрофотосъемка немецких позиций. В распоряжении командиров имелись планы немецких траншей, огневых точек, артиллерийских батарей, расположение тактических резервов. Поэтому артиллерийская подготовка и бомбардировка авиацией дали большой эффект.
Там, где линия наступления пересекалась с водными преградами, действовали силы Дунайской флотилии. Моряки огнем артиллерии не только поддерживали передовые части, но и проводили высадку десанта в тылу противника. Здесь необходимо особо выделить стремительный и неожиданный для противника захват порта Комарно.
1 апреля 1945 г. советские войска, преодолевая упорное сопротивление немецкой группировки, подошли к восточной и северо-восточной окраинам Братиславы. Штурм начался на следующий день. В полдень 4 апреля захвачен центр города, к вечеру немецкий гарнизон прекратил сопротивление. Остатки вражеских войск ста-ли прорываться на территорию Австрии. Бои за освобождение словацкой столицы заняли всего три дня!
В день, когда стихли последние залпы боев за город, был издан приказ Верховного Главнокомандующего И. Сталина, в котором указывалось:
«В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городом Братислава, представить к присвоению наименования «Братиславских» и к награждению орденами. Сегодня, 4 апреля в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Украинского фронта, овладевшим городом Братислава, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!».
Казаки, в атаку!
В боях за освобождение Словакии и ее столицы Братиславы важную роль сыграла 1-я конно-механизированная группа под командованием нашего земляка генерала И. Плиева. Именно это войсковое объединение вводили в направление прорыва вражеской обороны.
Маршал М. В. Захаров в своей книге «От Будапешта до Праги» высоко оценил действия самого Исса Плиева и его группы. «Блестяще показали себя казаки генерала Плиева. Своими быстрыми и ошеломляющими действиями они наводили ужас на врага. Конно-танковый маневр был всегда неожидан и приносил успех войскам фронта»,- писал М. Захаров.
Оставил воспоминания о боях за освобождение Словакии и сам дважды герой Советского Союза, генерал Плиев:
«Солнце уже взошло высоко, когда на шоссе появились темные силуэты немецких танков. Они шли, стреляя на ходу, все более приближаясь к нашим позициям. И вдруг, словно молния блеснула. Передний танк от мощного удара накренился к обочине шоссе и густо зачадил. За ним вспыхнул, как спичечная коробка, другой. Следующий снаряд попал в машину с горючим. Яркое пламя охватило ее. Два танка успели все-таки прорваться вперед, но через несколько минут у одного из них, пораженного метким выстрелом, отлетела башня, у другого была перебита гусеница.
Я смотрел в бинокль, не отрываясь, громко восхищаясь блестящим искусством наших артиллеристов. И как бы приветствуя их, в воздух над позициями корпуса взлетели ракеты. После боя я поздравил артиллеристов 152-го противотанкового истребительного полка Героя Советского Союза подполковника Е. Костылева».
Вспоминает советский полководец и о помощи местных жителей.
«Жители Горне-Орешани, поняв наши затруднения, по соб-ственной инициативе, несмотря на сильный артиллерийско-мино-метный огонь, вышли к противотанковому рву и быстро лопатами проделали проходы. Это позволило нашим танкам прорваться на передний край противника, подавить и расстроить его систему огня», – пишет И. Плиев.
Во время боев Плиев получил тяжелое ранение. Это свидетельствует о том, что полководец предпочитал находиться на переднем крае наступления.
«Группы вражеских бомбардировщиков «ФВ-190» наносили частые удары по боевым порядкам корпуса. 2 апреля вместе с оперативной группой штаба я выехал в Пезинок. Мы облюбовали уютный чистенький домик с садом, в котором жила хорошая словацкая семья. Но вот в воздухе появились немецкие самолеты. Раздался леденящий душу свист. Страшный удар обрушился на меня, швырнул во мрак.
– Товарищ командующий, – услышал я, как сквозь сон, чей-то голос. Я очнулся, открыл глаза. Надо мной склонилось знакомое лицо адъютанта.
Погибла вся гостеприимная семья, несколько офицеров и солдат, были тяжело ранены помощник начальника оперативного отдела штаба группы майор Абрамов, лейтенант медицинской службы Архипов, легко ранен офицер связи 6-го корпуса младший лейтенант Жуков, без вести пропал офицер связи лейтенант Джанкотов.
Врачи поставили диагноз: тяжелая контузия с кровоизлиянием в мозг. От госпитализации я отказался: надо было оставаться в строю. Правда, контузия давала знать о себе сильной головной болью, головокружением, общим серьезным недомоганием. Однако лечиться было некогда, да и не время. Война подходила к концу, и у меня не было никакого желания встречать нашу славную Победу на больничной койке».
Народная память
Словакия в годы Второй мировой войны была союзником гитлеровской Германии. Но в отличие от некоторых стран Восточной Европы, здесь не обожествляют пособников фашистов. Признают здесь и вклад СССР в освобождение страны от фашистов. В 2015 г., когда, отмечалось 70-летие разгрома германского фашизма, руководители некоторых стран Евросоюза отказались участвовать 9 мая на торжествах в Москве. Однако руководство Словакии во главе с премьер-министром Робертом Фицо, не поддавшись давлению Вашингтона, прибыло на памятные мероприятия в Москву.
Словацкие войска вместе с гитлеровским вермахтом вступили 1 сентября 1939 г. на польскую территорию, а 22 июня 1941 г. руководство страны объявило СССР войну. На Восточный фронт тогда отправился 36-тысячный словацкий корпус, который вместе с гитлеровскими дивизиями прошел по советской земле до предгорий Кавказа.
Все изменилось после разгрома немецкой военной машины под Сталинградом – тогда у словацких солдат произошла переоценка взглядов на войну. Военнослужащие словацкого экспедиционного корпуса стали сдаваться в плен массово. К февралю 1943 г. в советском плену было более 27 тыс словацких солдат и офицеров. Они пополнили ряды формировавшегося уже в СССР Чехословацкого армейского корпуса.
Летом 1944 г. Красная Армия подошла к границам Чехословакии. Марионеточное правительство во главе с Йозефом Тисо понимало, что оказать сопротивление не сможет. Более того, были обоснованные опасения, что, как только советские войска перейдут границу, начнется массовая сдача в плен и военнослужащих словацкой армии. Поэтому словацкие фашисты пригласили на территорию своей страны германские войска.
Но народ не поддержал решение властей. В день ввода в страну дивизий вермахта, 29 августа 1944 г. в г. Банска-Бистрица созданный коммунистами-подпольщиками и представителями антифашистских сил страны Словацкий национальный совет объявил правительство Тисо низложенным. В течение недели повстанцы и перешедшие на сторону восставших словацкие военнослужащие взяли под контроль значительную территорию страны.
Но силы были неравны. В начале сентября немецкие войска берут штурмом Банска-Бистрицу. Несколько тысяч партизан казнены, около десяти тысяч повстанцев отправлены в концлагеря. Несмотря на поражение восстания, говорить о дальнейшем активном участии страны в войне против СССР уже не приходилось.
Словацкие повстанцы, военнослужащие Чехословацкого корпуса сыграли значительную роль в освобождении страны. И сегодня в Словакии никто не подвергает сомнению – без Красной армии победа над гитлеровцами была бы невозможна. И это понимание живет в народной памяти.
На территории Словакии – более 160 захоронений советских воинов, погибших при освобождении страны. Всего на мемориальных кладбищах, в отдельных могилах покоятся свыше 60 тыс воинов Красной Армии. Наиболее крупные из них – в городах Михаловце – 9 тыс., Зволен – 17 тыс., Свидник – 9 тыс. При освобождении Братиславы погибло свыше семи тысяч советских солдат и офицеров. В память об освободителях здесь установлено около 100 памятников, мемориальных досок и других памятных знаков.
В ноябре 2019 г. в Словакии в рамках военно-патриотического проекта «Горсть памяти» при участии сотрудников представительства Министерства обороны РФ прошли торжественные церемонии символического забора земли с ряда захоронений советских военнослужащих, павших в ходе освобождения страны от фашизма. В организации и проведении церемоний участвовали представители администраций городов, учащиеся словацких школ, представители Словацкого союза борцов-антифа-шистов, соотечественники и местные жители.
В самой Братиславе на военно-мемориальном комплексе «Славин» прошла торжественная церемония, ставшая заключительным этапом проекта. Она состоялась с участием представителей руководства страны, сотрудников российского посольства в Словакии, представителей организаций соотечественников, учащихся местных учебных заведений и жителей словацкой столицы. Собранная земля будет заложена в фундамент Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации, строящегося в Военно-патриотическом парке «Патриот» в Московской области к 75-летию Великой Победы.
Р. КУЛУМБЕГОВ