В Юго-Осетинском государственном университете прошел мастер-класс «Как говорить о важных проблемах, используя современные форматы. Заглядываем в будущее» заместителя главного редактора МИА «Россия сегодня» Натальи Лосевой для студентов и преподавателей вуза.
Лекция прошла в рамках проекта SputnikPro (серия презентаций и мастер-классов от лучших российских медиаменеджеров и ведущих специалистов СМИ) и была посвящена новым технологиям в медиа и социальной журналистике.
Гость республики – известный журналист Наталья Лосева ведет активную общественную деятельность, инициатор и участник многих благотворительных проектов, а также автор и руководитель интернет-проектов, в том числе акции «Георгиевская ленточка». Она признанный международный эксперт в сфере интернет-технологий, новых и социальных медиа, занимается управлением, формированием и развитием модели комплексной передачи информации, ведет исследовательскую деятельность. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Спикер подчеркнула, что зона ее ответственности в родном информагентстве акцентирована на «новых» форматах. «Мое второе увлечение в профессии – анализировать, как меняются запросы аудитории, а также заниматься прикладной футурологией. Мы не только теоретизируем, что будет через десять, двадцать или сто лет, а в режиме лаборатории делаем что-то, чего другие еще не делали. Экспериментируем и вырабатываем правила. Это удивительная часть нашей профессии, – отметила Лосева. – Мы с вами живем в самое подходящее для этого время, подобных перемен по интенсивности и турбулентности в информационном мире никогда не было».
По ее словам, новые технологии в коммуникациях создают полотно контактов и уникальную среду для обсуждения, пики реакций на острые социальные проблемы: быстро взлетают, стремительно гаснут. Надо осознавать, что еще несколько десятков лет назад очень четко разделялись источники информации как институции: газеты, радио, телевидение и т.д. Были организации, структуры, которым было поручено государством, обществом сообщать новости, формировать точку зрения, рассказывать историю, вызывать эмоции. Сейчас же СМИ напрямую конкурируют с людьми, то есть с аудиторией. Лосева привела пример: «У бизнеса есть правило никогда не конкурировать со своим клиентом. В нашем случае данное правило отменяется, и это надо четко понимать и знать».
Журналист акцентировала внимание присутствующих на том, что кроме людей, которые сообщают новости, делятся своим мнением, влияют на окружающих, есть и другие институты, которые тоже стали бороться за аудиторию. «Это, например, музеи, университеты, авиакомпании, банки, практически любая структура, где в пресс-службах работают профессиональные журналисты, медиатехнологи, коммуникаторы и создают «квази-СМИ», – подчеркнула она. – Сегодня, когда мир находится в состоянии глобального кризиса, многие считают, что социальные проблемы и социальная тема не интересны для аудитории. Однако это неправда, запрос у аудитории на социалку есть. Более того, если внимательно изучать новые интересные форматы ее подачи и распространения, появятся прекрасные возможности и ресурсы».
Лосева рассказала про один из таких способов – подкасты, а также виртуальную и дополненную реальность, гаптику. Поведала она и о реализованных МИА «Россия сегодня» социальных, исторических и культурных проектах.
По ее словам, мобильное приложение «Механика аутизма» дает возможность пользователю увидеть мир с расстройством аутического спектра. «Проживание истории и путешествия во времени: знание истории страны и встреча с национальными героями – тоже инструмент формирования социально здорового общества. Квест о великом кругосветном плавании XVIII века, которое открыло новую эпоху в истории. Проект дает возможность побывать в различных уголках земного шара, встретиться с историческими личностями лицом к лицу и даже пообщаться с туземцами», – подчеркнула Лосева.
Она обратила внимание аудитории на физиологию и нейрофизиологию восприятия информации, ссылаясь на работу Дэниела Сигела «Майндсайт: новая наука личной трансформации» где автор разбирает феномен «от зеркаливания рейронов». По словам Лосевой, при распространении информации происходит эмоциональное заряжение. Человек переживает эмпатию. Задача медиа, отметила она, – использовать социальные рефлексы общества и трансформировать их в сознание и действие, и рассказала, как это правильно делать.
Спикер подчеркнула, что журналисты сегодня переживают очередной новый этап технологических перемен в своей профессии. Тем не менее пока существует большой разрыв в навыках и технологиях, поскольку все замедляется внешними факторами. В то же время, когда это произойдет, откроются не только новые возможности для рассказа истории и правды, но и новые возможности для фейк-ньюс.
Подводя итоги, Лосева заметила, что мы живем в начальном этапе принципиально новой коммуникационной среды. Нас ждет несколько стадий интенсивного технологического развития. Это меняет язык, жанры, правила рассказа и законы восприятия, распространения и влияния. Эта среда становится сложнее для досягаемости чувств и эмоций, но дает и даст новые большие преимущества. «Вы будете теми людьми, чья работа – доносить правду и тогда социальность журналистов, информационщиков, будет на самом высоком уровне, как, например, медицина и армия», – обратилась она к студентам.
Лекция прошла в форме живого диалога, присутствующие задали спикеру интересующие их вопросы.
КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ?
Встреча с заместителем главреда РИА Новости Натальей Лосевой продолжилась в формате круглого стола с участием преподавателей и студентов факультета международной журналистики ЮОГУ, представителей СМИ Южной Осетии. В ходе дискуссии Лосева отметила, сегодня новость нещадно проигрывает сообщениям. «Мы сейчас находимся в зоне турбулентности, в которой у аудитории нет времени и терпения ждать проверенной информации. У людей снижаются запросы на неправильно окрашенную информацию, нужны какие-то оценочные суждения, не характерные для новостей. Чем острее и неожиданнее информация, тем она быстрее будет распространяться, здесь сухой факт проигрывает», – отметила замглавреда.
Участники дискуссии обсудили, как должны меняться темпы и форматы отношения с аудиторией, когда правда скучна и блекла, и другие актуальные вопросы современной журналистики.
А. КАСАЕВА