Не попасться на обман: отстаивайте свои законные права!

Вчера в цивилизованных странах отметили Всемирный день защиты прав потребителей. Он был учрежден генеральной ассамблеей ООН в 1983 году, и с тех пор ежегодно отмечается 15 марта.

Основополагающие принципы прав потребителя еще в 1962 году сформулировал президент США Джон Кеннеди. Это право на информацию, право на безопасность, право на выбор товаров и право быть услышанным. Впоследствии к ним прибавились другие важные положения.
Сегодня действующее законодательство дает потребителю достаточно широкий набор прав, о которых знает далеко не каждый гражданин. Поэтому праздник носит просветительский характер. В разных странах 15 марта проводятся тематические конкурсы, акции, различные мероприятия, а также круглые столы, на которых обсуждают проблемы в сфере прав потребителей и повышения правовой грамотности, информированности покупателей.
В нашей республике эта проблема также актуальна, особенно в свете роста предпринимательской активности. Появляется все больше объектов торговли, общественного питания, расширяется сфера услуг. Очень важно уметь отстаивать свои права и не оказаться обманутым. Зачастую именно из-за незнания законов многие покупатели становятся жертвами недобросовестных продавцов. Наверняка почти каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда приобретал товар ненадлежащего качества, подвергался обвесу или обсчету, плохому обслуживанию в магазине или ресторане, остался недоволен низким качеством услуг (ремонт техники и др.).
Уже сама по себе вывешенная в магазине табличка: «Проданный товар обмену или возврату не подлежит» является грубым нарушением прав потребителей, вводит их в заблуждение. Закон позволяет вернуть в магазин любой товар ненадлежащего качества. Даже при отсутствии недостатков можно вернуть товар или обменять его в течение 14 дней со дня продажи, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства. Не подлежит возврату только определенный перечень товаров, в числе которых лекарства, предметы личной гигиены, парфюмерия, бытовая химия и др.
Закон РЮО «О защите прав потребителей» регулирует отношения между покупателем и предпринимателем (продавцом). Обязывает изготовителя или продавца предоставить покупателю необходимую информацию о товарах (услугах). При обнаружении в приобретенном товаре недостатков клиент вправе потребовать замены на товар аналогичной марки или другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо потребовать соразмерного уменьшения стоимости. Существует ряд других прав (возврат денег, замена товара или снижение цены) при выявлении в товаре недостатков в течение гарантийного срока и при отсутст-вии гарантии в пределах 2-х лет. Потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. У него есть право на возмещение убытков, возникших вследствие продажи товара ненадлежащего качества или плохо выполненной работы, услуги. В законе подробно расписаны эти и другие права потребителя.
В случае отказа продавцом или владельцем торгового объекта выполнения законных требований потребителя следует обращаться в компетентные службы или даже в суд. Нерадивого предпринимателя могут заставить оплатить не только стоимость товара, но даже возместить причиненный моральный ущерб. Вдобавок к этому еще будет обязан оплатить штраф.
Во всем мире действуют государственные и общественные организации, защищающие права потребителей. В нашей республике эти функции выполняет Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Юго-Осетпотреб-надзор). Любой гражданин для помощи в отстаивании своих потребительских прав или получения консультации может обратиться в отдел защиты прав потребителей указанного Комитета. Специалисты ведомства быстро рассмотрят заявление, подскажут механизм действий и примут необходимые меры для защиты прав потребителя. Для удобства получение консультаций специалиста доступно по «горячей линии».
Сами сотрудники Комитета Юго-Осетпотребнадзора каждый год проводят плановые проверки объектов торговли, общепита и др. Проверяют условия хранения продуктов, срок годности, наличие сопроводительной документации на товар, лицензии, информации на товаре (обязательна на русском языке), соответствие объекта санитарно-гигиеническим требованиям и т.д. При выявлении нарушений в отношении руководителя хозяйствующего субъекта применяются штрафные санкции, дело может дойти и до закрытия объекта.
Однако плановую проверку каждого магазина разрешается проводить только раз в год. К тому же согласно пункту 13 статьи 7 Закона РЮО «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора», специалисты Юго-Осет-потребнадзора обязаны за три дня до официальной проверки уведомить владельца объекта о своем посещении. Это дает время предпринимателю основательно подготовиться к визиту контролирующих органов, привести помещение в порядок, убрать с прилавков просроченные продукты.
Впрочем, по жалобе потребителя сотрудники Комитета имеют право провести внеплановую проверку конкретного объекта без заблаговременного уведомления владельца. Поэтому и самим покупателям стоит проявлять больше гражданской инициативы, не стесняться сделать замечание продавцу при обнаружении в магазине некачественного или просроченного продукта. А при нарушении своих прав потребителя обращаться в компетентные органы. Отстаивайте свои законные интересы, чтобы не оказаться обманутым!
И. ДЖИОЕВ