Мурат Джиоев: «26 августа стало признанием исторической и правовой справедливости»

26 августа 2008 года дало новые возможности для развития российско-югоосетинских отношений, которые строятся на твердой международно-правовой основе, а также на базе заключенных в соответствии с международным правом договоров и соглашений, заявил полномочный представитель президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.

Решение
Мурат Джиоев возглавлял внешнеполитическое ведомство Южной Осетии в разные годы и отлично помнит, какая работа велась по признанию.
По его словам, работа по признанию началась еще с 1992 года. «С тех пор власти Южной Осетии неоднократно обращались в Госдуму России, в российские органы власти, чтобы наше обращение было рассмотрено. И хотя Россия поддерживала Южную Осетию, оказывала всевозможную помощь, но в тот период были международные обстоятельства, не позволявшие России признать Южную Осетию в качестве независимого государства», – говорит полпред.
Он напомнил, что когда в августе 2008 года Грузия в очередной раз осуществила вооруженную агрессию против Южной Осетии, абсолютное большинство жителей которой являлись по закону одновременно и гражданами России, и когда агрессии подверглись и российские миротворцы, являющиеся гарантом мира и безопасности более десяти лет, Россия применила силу и принудила Грузию к миру.
По его словам, тогда Россия получила не только правовое, но и моральное право признать реально существующее государство – Южную Осетию.
«После 12 августа 2008 года проходили переговоры и встречи по выстраиванию российско-югоосетинских отношений, и как единственным оптимальным вариантом, который бы обезопасил народ РЮО от повторения грузинской агрессии, было принято решение – признать независимость Южной Осетии. Прошли встречи на высшем уровне, данный вопрос рассматривался в Федеральном Собрании РФ, и 25 августа российский законодательный орган одобрил это предложение. 26 августа мы все ждали, когда, наконец, наступит признание Южной Осетии. Я был министром иностранных дел, и когда в третьем часу дня это прозвучало, началось всеобщее ликование, что Южная Осетия – признанное государство и это является гарантией безопасности народа, наших детей от повторения агрессии со стороны Грузии», – подчеркнул М. Джиоев.
Небольшой экскурс в историю
26 августа стало признанием исторической и правовой справедливости. «Значимость события очень важна, в первую очередь потому, что это признание права народа РЮО на создание своего государства. Во-вторых, это означало, что через 600 лет на карте мира вновь появилось осетинское государство. И, в-третьих, с 26 августа 2008 года начинается новый этап развития отношений между Южной Осетией и Российской Федерацией. Это дает много возможностей для поступательного развития русско-осетинских отношений, имеющих очень глубокие исторические корни, как минимум с 18 века Осетия является ориентированной на Россию», – пояснил полпред.
Он добавил, что признание независимости было выстрадано народом Южной Осетии начиная с 1989 года, когда Советский Союз стал распадаться и в Грузии появились националистические силы, взявшие курс на создание национального государства. «Тогда стало ясно, что они будут проводить ту националистическую политику, которая проводилась в Грузии практически с 1917 года. События того периода показали, что в бывшей Грузинской ССР негрузинским народам будет жить очень сложно. Поэтому на фоне всё большей агрессивности грузинских политиков и властей Югоосетинский областной совет в сентябре 1990 года принял единственное правильное решение – повысил статус автономной области до Республики, но в составе СССР», – рассказал он.
По словам Джиоева, более года тогда югоосетинские власти добивались, чтобы Южная Осетия стала субъектом обновленного Союза. Он напомнил, что как только Советский Союз распался в декабре 1991 года, власти Южной Осетии взяли курс на независимое государство. «Прошел референдум 19 января 1992 года, а 29 мая того же года результаты референдума о независимости закреплены Актом принятия независимости. С тех пор Южная Осетия прошла все необходимые ступени развития в соответствии с международным правом. Поэтому в 2008 году Россия, принимая решение признать независимость Южной Осетии, имела полное правовое основание, поскольку РЮО на своем пути не забежала вперед и ни в чем не отстала», – заключил полпред.
А. ДЖИОТЫ